Италия объединилась в 1871 году последней из крупных европейских стран, причем благодаря действиям Германии и Франции. Разумеется, когда Итальянское королевство заинтересовалось колониями, варианты на рынке уже отсутствовали.
20 лет после объединения, итальянское правительство интересовалось возможностью колонизации нескольких территорий в Юго-Восточной Азии, пока свободных от других колониальных держав. Рассматривались Таиланд, Бирма, султанат Ачех, на Новую Гвинею был отправлен итальянский Миклухо-Маклай, сговорившийся с султанами островов Ару и Кай Молуккского архипелага на признание итальянского суверенитета. В 1883 году Рим запросил Лондон на предмет согласия Великобритании по поводу превращения части Новой Гвинеи в итальянскую колонию. Ответ Британской империи был категоричен-никаких итальянских колоний в в Азиатско-Тихоокеанском регионе не будет.
На тот момент политика, экономика и ВПК Италии находились под плотным британским контролем, рассматривающих новое королевство как свою прокси против Франции.
Открытие в 1869 году Суэцкого канала способствовало развитию и так налаженной торговли Италии с Индией.
Въ 1870 г., италъянская торговая компанія братьевъ Рубатино арендовала острова Дамаркіэ (около рейда Буя) на 10 лѣтъ, войдя въ сношенія съ данакильскимъ султаномъ, которому принадлежало это мѣсто. Когда, въ 1880 г., срокъ аренды кончился, компанія Рубатино купила у султана острова, а равно и Ассабъ-небольшой городокъ съ окрестностями и хорошей бухтой.
Можетъ быть операція была сдѣлана по порученію италъянскаго правительства, которое, 15 мая 1880 г.. перекупило эту территорію у компапіи Рубатино и вмѣстѣ съ тѣмъ получило согласіе на прясоединеніе купленной территоріи со стороны данакильскаго султана Ибрагима. 12 іюня 1882г., парламентъ утвердилъ эту покупку. По соглашенію съ Англіею, Италія немедленно объявила протекторатъ надъ султанствами Бейлулъ и Рахэйта, и такимъ образомъ итальянцы одною, хотя и не твердою, ногою стали на берегу Чермнаго моря.
К началу 80-х британцы приступили к разборке крупнейшего осколка Оттоманской империи, Египта. Египет был обанкрочен, сопротивление подавлено расстрелом английской эскадрой Александрии в 1882 году. Египетский хедив надолго стал британской марионеткой. Но неожиданное сопротивление англичане встретили на южных границах Египта, в Судане, где началось массовое религиозное движение махдистов. Британские войска потерпели ряд сокрушительных поражений.
В этих условиях англичане решили пригласить итальянцев поучаствовать в разделе египетского наследство. Практически по приглашению британцев итальянцы без боя заняли в 1885 году ключевой порт региона-Массауа (сейчас в Эритрее). Более того, в наследство от египтян итальянцы получили и армию в 1000 человек ( находившиеся на содержании султана иррегулярные части типа башибузуков в полном составе перешли на итальянскую службу).
С моря итальянцев прикрывала эскадра контр-адмирала Ноче (Noce), созданная в мае 1885 года, из трех корветов «Варезе», «Анкона» и «Гарибальди», двух транспортов «Читта-ди-Наполи» и «Кавур», трех авизо «Менажеро», «Эсплораторе» и «Агостино Барбариго» и 6 миноносок. Так появилась первая итальянская колония- Эритрея. В 1889 году Рим аннексировал юг Сомали (Бенадир).
Еще в процессе поисков направления колониальной экспансии итальянцы осознали необходимость создания малого флота, способного обеспечить захват и удержание колоний на дальних берегах. Согласно разработанной концепции королевству нужны были корабли крейсерского типа, которые могли бы быть инструментами расширения влияния Италия, от демонстрации флага до захвата и обороны колоний.
Первыми такими кораблями в итальянском флоте стали винтовые канонерские лодки (Cannoniere ad elica) типа "Scilla". Проект был разработан Бенедетто Брином. Две канонерские лодки этого типа были построены на верфи Castellammare di Stabia. Головную, "Scilla", спустили на воду в Неаполе 10 октября 1874 года. 2 мая 1876 года она вступила в строй, первым ее командиром стал капитан фрегата Винченцо Казамарте.
Два построенных корабля получили красивые имена-«Scilla» и «Cariddi», Сцилла и Харибда, в честь древнегреческой мифологии, где такие имена носили чудовища по обеим сторонам узкого пролива.
«Сцилла» «Scilla». "R. Cantiere di Castellamare di Stabia". Заложена 1873. Спущена на воду 10 октября 1874, вступила в строй в 1876, с 1891 гидрографическое судно (Nave idrografica), исключена 22 мая 1904, с 1905 учебное судно-приют для сирот в Венеции.
«Каридди». «Cariddi». "R. Cantiere di Castellamare di Stabia". Заложена 1873. Спущена на воду 22 марта 1875, вступила в строй в 1876, 23 декабря 1900 села на камни в 70 милях севернее Массауа в Красном море и оставлена, исключена из списков, корпус продан для разделки.
Водоизмещение нормальное Сцилла: 1059 тонн, Каридди: 1084 тонн. Длина 54,4 стр. 57,7 сл. м. Ширина 8,72 - 8,76 м. Осадка 4,25 м.
Двигатели- 1 паровая машина, 1 вал, 2 котла, Сцилла: 826 л.с., Каридди: 956 л.с. Максимальная скорость 10,5 узлов. Экипаж 136-139 человек, 111 с 1883.
Вооружение- 1 x 1 - 164 мм/16 Palliser 3,54 тонны MLR, 2 x 1 - 120 мм/20 Armstrong 1,26 тонны BLR, 2 x 1 - 75 мм/21 Uchatius 29cwt No1 BLR, 2 x 1 - 25 мм/41
1879- Scilla: сняты 2 x 1 - 75 мм/21, 2 x 1 - 25 мм/41; установлено 1 x 1 - 120 мм/20 Armstrong 1.26ton BLR
1883- Scilla: установлены 2 x 1 - 57 мм/43 N, 2 x 1 - 37 мм/20 H corto
1883- Carridi: сняты 2 x 1 - 75 мм/21, 2 x 1 - 25 мм/41
1900- Scilla: сняты 1 x 1 - 164 мм/16, 3 x 1 - 120 мм/20, 2 x 1 - 37 мм/20; установлены 2 x 1 - 57мм/43 N
1900- Carridi: снято 1 x 1 - 164 мм/16; установлены 4 x 1 - 57 мм/43 N, 4 x 1 - 37 мм/25 H lungo
Канонерские лодки с деревянным корпусом, вооруженные тремя пушками среднего калибра, с паровой машиной 826-956 л.с., скоростью около 10 узлов. Первоначально имели парусное вооружение барка, впоследствии-баркентины.
Scilla на 1879 год была вооружена 1 165 мм и 3 120 мм орудиями, с 1883 года- 2 57 мм /43 и 2 37 мм/25. В 1900 только 4 57 мм /43.
Carridi- с 1883 года-1 165 мм, 2 120 мм /20, с 1900- 2 120мм /20, 4 57 мм/43 и 4 37 мм/25 орудий.
В Массауа итальянцы оборудовали современную базу для дальнейшей колонизации региона. Снабжение войсками и припасами проходило морским путем через местный порт. При освоении региона итальянцы практически сразу столкнулись с Абиссинией, крупнейшим независимым государством Африки. Абиссинского негуса не устраивало появление итальянцев на землях, которые он считал своими.
Уже 26 января 1887 года войска эфиопского военачальника раса Алулы разгромили у Догали слишком далеко оторвавшийся итальянский отряд в 550 человек под командованием полковника Томмазо Де Кристофориса.
Итальянцы решили мстить. 1 мая 1887 года была объявлена блокада африканского побережья Красного моря. Эскадра состояла из канонерских лодокъ: Provana - 4 стальн. 12-сант. пушки, Scilla и Carridi ( по 2 стальных 12-сантиметровых. и одной 16-сантиметровой пушке) ; авизо : Misena - 2 стальн. 12-сант., Calatafimi - 2 пушки 8-сант., Mestre - 2 бронзовых 7,5-сант.; транспортов: Саvoir -2 орудия 12-сант., Citta di Genova - 4 орудия, Europa - 2 орудия 12-сант. (как опреснитель воды). Разоруженный корвет Garibaldi использовался как госпиталь; пароходы Paleslrina, Venezia, Tevere и Magra вооружены не были. Канонерские лодки Provana, Scilla и Carridi с транспортом Саvoir отвечали за блокаду побережья южнее Массауа.
Смысла в этой блокаде не было, эфиопы вообще не имели портов и торговлю вели через Массауа. Соответственно результатов не было, как и попыток преодолеть блокаду. Флота абиссинцы также не имели.
В Массауа были переброшены войска африканского корпуса, артиллерия и припасы. Итальянская армия начала медленное продвижение вглубь Абиссинии. Но при 42 градусах заболеваемость достигла 14%, каждый день без боя умирали солдаты, пало 36% лошадей и мулов.
Но негус, собравший 200 тысячную армию, так и не явился на битву, ему пришлось отправить войска против махдистов.
Итальянцы тоже были вынуждены вернуться.
Параллельно началась перевозка "лишних" войск обратно в Италию. За 41 день, с 13 апреля по 23 мая 1888 года совершено было 17 рейсов, на двух военных транспортах и 12 зафрахтованных пароходах. Всего было перевезено 11615 человек, 1386 лошадей и мулов. Большинство генералов были отозваны в Италию.
Для блокады побережья была оставлена эскадра из шести кораблей: Provana, Scilla, Cariatidi, Misena, Calatafimi и Mestre.
Стоимость всей безрезультатной экспедиции по официальным данным составила более 100,000,000 лир.
В марте 1889 года император Эфиопии Йоханныс IV был убит в сражении с махдистами при Мэтэме. Новым негусом стал правитель провинции Шоа, при поддержке Италии провозгласивший себя императором Эфиопии под именем Менелика II.
Однако попытка дипломатически оформить над Абиссинией итальянский протекторат провалилась. В 1895 году началась новая война и итальянцы потерпели сокрушительное поражение при Адуа.
Участие флота в этих событиях было минимальным.
Первые итальянские колониальные канонерки по разному закончили свой путь.
«Каридди» села на мель в 70 милях к северу от порта Массауа (Красное море) 23 декабря 1900 года, а ее обломки были проданы.
«Сцилла» с 1891 года гидрографическое судно (Nave idrografica), исключена из списков 22 мая 1904 года, с 1905 года учебное судно-приют для сирот в Венеции.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам