Найти в Дзене
Цитадель адеквата

На сколько процентов немцами были Романовы?

Есть вопросы обретающие остроту задним числом. Триста лет никого не интересовало, на сколько процентов текущий российский Государь является немцем. А недавно, вдруг, начали разбираться с этим вопросом, приходя к неутешительным выводам. Не в первый раз, впрочем, стали. В первый – это когда происхождение императрицы стало вдруг казаться проблемой накануне революции. Но тогда всё быстро уладилось. Нет немки, нет проблемы. ...То есть, интересно в данном случае не то, почему вопрос встал сейчас, – на волне роста популярности конспирологии и альтернативной истории, – а почему в XVIII-XIX веках никто подобными вопросами не задавался. Потому что, тогда императоры и императрицы из династии Романовых (за двумя исключениями) являлись русскими. И надо отметить, что оба просочившихся на трон инагента после опознания их, как «немцев», были немедленно убиты. Императору нельзя было вынести импичмент более гуманным способом. Проблема в том, что в прошлом деление на своих и чужих – «русских» и «немце

Есть вопросы обретающие остроту задним числом. Триста лет никого не интересовало, на сколько процентов текущий российский Государь является немцем. А недавно, вдруг, начали разбираться с этим вопросом, приходя к неутешительным выводам. Не в первый раз, впрочем, стали. В первый – это когда происхождение императрицы стало вдруг казаться проблемой накануне революции. Но тогда всё быстро уладилось. Нет немки, нет проблемы.

-2

...То есть, интересно в данном случае не то, почему вопрос встал сейчас, – на волне роста популярности конспирологии и альтернативной истории, – а почему в XVIII-XIX веках никто подобными вопросами не задавался.

Потому что, тогда императоры и императрицы из династии Романовых (за двумя исключениями) являлись русскими. И надо отметить, что оба просочившихся на трон инагента после опознания их, как «немцев», были немедленно убиты. Императору нельзя было вынести импичмент более гуманным способом.

Проблема в том, что в прошлом деление на своих и чужих – «русских» и «немцев» – происходило не по принципу происхождения. Происхождение тогда могло быть только высоким или низким (в первом случае дворянство «выслуживать» было не нужно). Но русским или немецким оно быть не могло. Национальность каждый выбирал себе сам, – просто на своё смотрение. Родившийся немцем мог или остаться таковым, или же в какой-то момент превратиться в русского. Причём, сразу весь – без процентов и полутонов.

Русский и немецкий дворянин одинаково одевались, принадлежали к одной и той же – общеевропейской – культуре (в частности, читали, – если читали, – одни книги), одинаково выглядели, одинаково себя вели, и одинаково плохо говорили по-французски. Различий между русским и немцем было три, – и все они являлись устранимыми. Во-первых, русский знал русский язык (его требовалось выучить, но забывать немецкий обязательным не считалось, ибо русский тоже мог знать его). Во-вторых, русский был православным. Но эта проблема решалась в храме за один визит, – а ещё потом надо было выправить паспорт с новыми именем и отчеством (придумать).

Был и третий момент. Русский служил России, а немец, – допустим, Пруссии. Хотя, мог и России, – не выполнив два первых условия и оставаясь «немцем на русской службе» – уважаемым, полезным, но чужаком. С весьма чувствительными, кстати, карьерными ограничениями. Все носители немецких фамилий, занимавшие в Российской Империи высокие посты, являлись именно «русскими немцами». Не обрусев демонстративно, «немецкий немец» на многое рассчитывать не мог.

Кстати, с теми, кто выполнив два первых пункта, затем манкировал с третьим, обходились… резко. Времена были суровые. К немцу, в русские однажды принятому, предъявлялись общие требования верности государству, – без поблажек.

...Идентификация и самоидентификация на национальной основе, как её понимают сейчас, – недавние изобретения. Фактически, до революции 1917 года Россия оставалась сословным – «дворянским», – а не национальным государством. Под «русским» тогда понимался русский дворянин служащий русскому царю. В «русские» мог записаться на равных основаниях, как дворянин иностранный, так и мужик, – из Германии или России – без разницы.