Найти тему

Мы тут работаем или учимся?

Аттракцион в парке "Остров Мечты"... зачем он здесь? в конце статьи будет понятнее
Аттракцион в парке "Остров Мечты"... зачем он здесь? в конце статьи будет понятнее

Результаты обучения в компании – это очень болезненный вопрос, с которым сталкиваются многие руководители, когда количество сотрудников вырастает больше 100 и уже нельзя подойти к каждому и дать волшебный пендель лично.

Появляются KPI, показатели, по которым можно мониторить работу и обращать внимание на тех, кто явно не в лучшей форме. Выявляется слабая зона, приглашается модный тренер, отучивший кого-нибудь в Сбере и РЖД, проводит увлекательный или не очень день с группой сотрудников, приносит много новых умных слов, а потом.. наступает новый день. Сотрудник , побывавший на вчерашнем тренинге, приходит на рабочее место и продолжает работать как и вчера. Потому что планы уже были прописаны, привычка попить кофе и поболтать с коллегами никуда не делась (да и не всегда она плоха), как выполнять конкретно свои текущие задачи сотрудник и так знает. И зачем делать что-то по-другому, если «и так работает»! И через месяц руководитель компании, не видя особых изменений, сильно расстраивается и думает, что «все тренеры шарлатаны, только деньги берут, но толком ничего не делают».

Мой папа руководил лабораторией, занимался экспериментальной физикой, работал над изучением сверхпроводимости соленоида. Сейчас результаты работ в этом направлении сотрудников Курчатовского института, Института высоких температур РАН используются в современных системах охлаждения, в Метрополитене и многих других областях. Но я хорошо помню, как папа рассказывал о тех сложностях, с которыми сталкивается фундаментальная наука, от которой нельзя получить четкий результат в запланированные сроки. Как нелегко получить финансирование деятельности, от которой много лет нет отдачи, а «прорыв» и «технологии будущего» - только слова.

В книге «Об интеллекте» Сандры Блейксли и Джеффа Хокинса рассказывается о истории исследования искусственного интеллекта и нейронных сетей. Как после череды неудачных попыток создания ИИ тема нейронных сетей получила всплеск интереса в 1980х годах, как легко было получить на нее инвестирование, потому что прототип простейших нейронных сетей был сделан довольно быстро и инвесторы увидели быстрый результат. Правда , расчет на то, что исследователи нейронных сетей перейдут от простых моделей к более совершенным и реалистичным, не оправдался, многие специалисты зависли на текущем уровне , создавая тонны диссертаций, научных работ и пожиная плоды первого прорыва.

Когда-то я услышала фразу : «Свет быстро не работает, быстро работает только тьма». Возможно, это была какая-то фантастическая история, но смысл ее мне очень запал в голову. Если хочешь получить что-то быстро – практически всегда за это потом нужно что-то отдать: либо разгребать косяки быстрого внедрения, либо отдавать долги, либо еще что-то. Если же хочешь стабильного и надежного улучшения – приготовься к долгой работе.

Елена Тихомирова в канале «Живое обучение» (на мой субъективный взгляд – один из полезнейших ресурсов в Телеграм) хорошо обобщила суть всех этих рассуждений. Обучение – это не разовая акция, обучился и все, обучение – это бесконечный процесс эволюционирования, это особая привычка, которая формируется порой годы, но и остается надолго.

Давайте подумаем, как мы растим детей. Многие ли родители сталкивались с ситуацией, когда ребенок начал заниматься в спортивной секции – бросил, пошел в театральную студию – ушел, поступил в музыкалку – даже если всей семьей «дотянули» до экзамена – к инструменту не подходит. И часто, таких занятий может быть не два или три, а десять. И уже тянутся к психологам стройные ряды беспокойных родителей : «С моим отпрыском что-то не так, он нецелеустремленный, все бросает! Что мне сделать, чтобы он стал человеком?»

И в этот момент специалисты пытаются объяснять родителям, что это нормально, в задачи взросления входит пробовать разное.. важно, конечно, держаться в рамках уголовного кодекса. Но в этот момент многие расстроенные родители с мыслью «все психологи – шарлатаны, только деньги берут, а помочь не могут», либо махнут на все рукой и предоставят-таки свободу, либо выберут жесткий контроль, либо что-то еще.

Результаты масштабного исследования о счастье и успехе, основанное на изучении 70 тысяч детей на протяжении 70 лет показали, что более всего мотивирует на успех и развитие не загрузка по уши различными курсами (хотя ранний возраст освоения некоторых вещей имеет значение), а довольно простые вещи – вести беседы и слушать своих детей (не критикуя), проявлять нежность и ласку, играть в обучающие игры, и как ни странно – укладывать спать в одно и то же время. Это создание благоприятной почвы ведет к тому, что упавшее туда зерно интереса к чему-либо прорастет самостоятельно быстрее и крепче.

Поэтому, вполне вероятно, что краткие курсы живописи в детстве приведут в будущем к тому, что человек не побоится взять творческий проект, пара уроков пения придаст уверенности в ораторском мастерстве при выступлении на важном мероприятии. Да кто его знает, где и что может «всплыть» из освоенных в детстве навыков. Осилить большие задачи, съесть «слонов» в жизни могут не все, но гораздо больше шансов у тех, кто это сделать захочет.

Когда-то я и сама делала маленькое исследование – как семья и окружение помогает или мешает людям достигать сверхрезультатов? Опросив десять очень успешных людей в своей области, включая олимпийских чемпионов, я услышала совершенно разные истории. У кого-то была очень хорошая семья, у кого-то не было, кому-то помогали и подавали пример, кто-то достигал вопреки. Кто-то занимался с младенчества, а кто-то начал серьезные занятия уже почти совершеннолетним. Похоже было только одно – это было собственное решение людей продолжать совершенствование и покорить вершину. Никто не делал финальных шагов к пьедесталу ради мамы или папы или даже ради тренера \ начальника. Увы. На каком-то этапе перестает влиять что бы то ни было, только собственная воля и желание человека способны привести его к крутому результату.

Но собственники компаний – не родители, они своих сотрудников не рожали, а нанимали. Им нужен результат – повернули выключатель – заработало! И чаще всего они не в силиконовой долине, где идет финансирование всего и вся в надежде отыскать тот единственный бриллиант. Если действия не принесут сегодня конкретных изменений завтра, то вряд ли компания достигнет плановых показателей.

Что же – прикрыть эту лавочку с обучениями? Не тратить на это деньги и куда более ценное – время?

Но тогда совершенно точно результат будет – отсутствие духа развития, увеличение голосов консерваторов «зачем что-то менять, у нас всегда так было и нормально же работало», постепенная потеря интереса к делу. Природа очень забавно придумала подчинить людей сразу двум законам – закону гомеостаза (сохранения системы) и закону развития (изменения системы). Всю жизнь мы обречены соблюдать баланс. Или , если посмотреть под другим углом, нам никогда не будет скучно, все время есть чем заняться, потому что стабильность невозможна.

Кстати, кто катался на американских горках и тому подобных аттракционах? Я в каждом парке каталась на самых страшеннейших. При том, что ужасно боюсь высоты. И первым делом лезут мысли, что сейчас все разлетится, что механизмы могут быть не смазаны, сейчас нам крышка. Но со временем нашла для себя лайфхак – «поймать волну», как в падении на доверие, сказать себе, что все сотрудники парка крутые и ответственные люди, представить себя перышком, не сопротивляться воздушному потоку и мотаниям из стороны в сторону. И тогда ощущения совершенно меняются – вместо потных ладошек и мыслей «когда ж это закончится» появляется кайф и легкость существования в этом.

Определенная атмосфера развития, формирование культуры обучения, регулярный обмен мыслями, сомнениями, опытом, ошибками и решениями помогает поймать эту волну кайфа развития в организации и взлететь на ней к новым вершинам. И совершенно неважно, какое конкретно обучающее мероприятие случилось. Его эффективность сильно зависит от того потока, в котором сейчас находятся люди.

А руководителю поможет только вера.

Вера в людей.