Найти тему
Селия

Жанна и король. Что хотел сказать автор?

Фильм о "свободной и сильной" женщине, которая ни на что не влияет, даже на собственную жизнь.

Вчера удалось посмотреть долгожданное «возвращение» Джонни Деппа в большое кино, а именно фильм «Жанна Дюбарри».

Впечатления, как обычно, неоднозначные.

К несомненным достоинствам фильма относится красивая картинка, красивые пейзажи, красивый Версаль — операторы пока ещё умеют снимать.

Снять манишку, воткнуть перо в волосы - ну, чем не пожилой Чинганчгук?
Снять манишку, воткнуть перо в волосы - ну, чем не пожилой Чинганчгук?

И актёрская игра, что называется, не подкачала. Джонни Депп, может, и не такой великолепный актёр, которому безоговорочно верил бы Станиславский, но уж во влюблённый взгляд он умеет. Влюблённый взгляд Джонни Деппа — это его хлеб с маслом. Конечно, годы берут своё, но харизма — не рояль не остров в Карибском море, её не пропьёшь. Хотя с годами, как мне кажется, он всё больше становится похожим на индейца.

Она играла Диву Плавалагуну в "Пятом элементе". В её внешности и правда есть что-то инопланетное. Король влюбился с первого взгляда
Она играла Диву Плавалагуну в "Пятом элементе". В её внешности и правда есть что-то инопланетное. Король влюбился с первого взгляда

Актриса, игравшая Жанну Дюбарри (Майвенн) и вовсе чудо, как хороша. Не в плане внешности. Внешность у неё спорная. В самом начале я даже подумала: «Ох, ну и страшна же! Бедный король!», а потом ничего — вроде как уже не замечаешь. Французские актрисы так умеют — в какой-то момент их внешность становится не так уж важна. Приятно, что эта особенность французского кино ещё не утрачена.

Актёр, который играет помощника короля по всяким интимным делам (Бенжамен Лаверн) — вот это несомненная удача! Во-первых, это единственный человек, который там хоть что-то делает. Во-вторых, он отлично сыграл всё, что требовалось. Именно он транслирует то самое восприятие Жанны, которое должен почувствовать зритель. Без него фильма бы не было. Молодец!

Видно, что влюблён, но скрывает. На заднем плане Пьер Ришар. Тоже влюблён.
Видно, что влюблён, но скрывает. На заднем плане Пьер Ришар. Тоже влюблён.

Отдельно хочу отметить актрису, игравшую юную Марию-Антуанетту (Полин Поллманн). Сыграла всё, как надо: легкомысленная и туповатая, ведомая, совершенно не понимает и не хочет понимать, куда она попала. При этом симпатичная и не злая. «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные» - она этого не говорила, но могла бы сказать.

А вот сюжет, сценарий — это в наше время недостижимая роскошь. Дальше будут спойлеры.

В фильме очень много закадрового текста. То есть, вместо того, чтобы показывать перипетии из жизни Жанны, нам показывают красивый пейзаж с тремя деревьями и на его фоне актёр бубнит что-то из Википедии: «Жанна была свободной женщиной: работала проститyткой, продавщицей, модисткой, пользовалась успехом у всё более богатых мужчин». Про свободную женщину — это, как мы понимаем, обязательная комсомольская повестка. Без освобождения женщин и негpов в наше время и фильм снимать не будут.

Про успех у богатых мужчин — показывают, как Жанна в белом платье зачем-то ползает по столу, а все вокруг радостно смеются. И сам факт проползания через весь стол на четвереньках преподносится, как несомненная победа, каковой очень гордится граф Дюбарри. И хвалит за это свою сожительницу и по совместительству женщину, которой он торгует. То есть, живут они на то, что богатые мужчины платят Жанне за «этсамое». Причём, в том же доме живёт сын графа Дюбарри, которого Жанна любит чисто по-матерински.

И тут герцог Ришелье (внучатый племянник того самого, знаменитого), в исполнении совсем уже пожилого Пьера Ришара, неожиданно предлагает представить королю «нашу Жанну». А то у короля баб много, а Жанны нет. Какую конкретно цель преследовал такой царедворец, как герцог Ришелье, подкладывая Жанну под короля, нам так и не покажут. Как я поняла, это было затеяно с целью смотреть на Жанну при дворе и радостно улыбаться. Собственно, других функций при короле у этого государственного мужа нет. Хоть бы интригу какую замутили, что ли? Вялые какие-то. Хотя, мельком нам показали, что несмотря на возраст, Пьер Ришар ещё ого-го, и ещё может развернуть Жанну тыльной стороной к себе и совершить пару возвратно-поступательных движений.

Жанна на всё смотрит с интересом и это её несомненное достоинство. Король тоже вызывает её живой интерес, хотя, по идее, для самого короля это не должно было быть чем-то необычным. Девушек ему водят регулярно, даже существует специальная процедура, которую проходят все, попадающие на стол в опочивальню короля.

При этом, из фильма умудрились убрать вообще всё неприличное и самая «эpотичная» сцена — это деловитый гинекологический осмотр, которому подвергают Жанну. Впрочем, не особо она и страдает. Мне кажется, даже в платном кабинете в наше время во время осмотра на гинекологическом кресле у женщин гораздо более печальное лицо, чем у Жанны, когда ей суют «туда» всякие холодные металлические штуки.

Одним словом, жизнерадостная девушка. Чем и привлекает пожилого короля. Наверное. Нам не показали, как именно случилась такая невыносимая влюблённость короля, что он на следующее утро после первого свидания подарил ей бриллиантовое колье (то самое, знаменитое «колье Марии-Антуанетты»?) и предложил жить в Версале. Там Жанна в основном занимается тем, что в сопровождении негpитёнка (подчёркивается, что это тоже человек и наш брат во Христе) хохоча бегает по знаменитой зеркальной галерее. Русскому зрителю эта галерея известна тем, что именно её пытаются воспроизвести в своих домах наши начальники ГИБДД и прочие успешные чиновники.

Дорого-богато
Дорого-богато

Но пожилые дочери короля считают такое поведение недопустимым и начинают плести интриги против Жанны. Почему они так воспротивились новой фаворитке — не очень ясно. «Ах, маменька только умерла, а папенька уже спит с другой женщиной!» - ну, как-то это слабовато для ненависти на фоне предыдущего двадцатилетнего романа Людовика XV с маркизой де Помпадур, которая была папенькиной фавориткой при жизни маменьки и никого это особо не смущало.

Кстати, как я понимаю, закадровый голос перенёс часть биографии маркизы де Помпадур на Жанну Дюбарри, потому что именно маркиза, а вовсе не Жанна, завела при дворе литературный салон и прочие культурные мероприятия, на какие мечтал попасть сам Вольтер. Впрочем, закадровый голос особо не настаивал и никаких знаменитых деятелей французской культуры нам не покажут.

Никаких исторических событий нам тоже не покажут. Не покажут, как Жанна вмешалась бы хоть в какой-нибудь политический процесс. Политических процессов не покажут тоже.

Государственные деятели не делают ни-че-го!

Собственно, поэтому становится понятна неизбежность революции — ну, действительно, надо же было хоть немножко о народе подумать. Народа в фильме нет. Вместо него небольшой негритёнок с говорящим именем Замор. Примечательно, что в конце фильма закадровый голос нам рассказывает, как во время революции Замор предал благодетельницу и примкнул к восставшей черни (не в расистском смысле, но это неточно).

Вернёмся к дочкам короля, невзлюбившим Жанну. Они чавкают и вообще некрасивые. Даже на фоне Жанны. Что вам ещё надо от антагонистов? К тому же они расистки. Впрочем, одну интригу злые инфанты всё-таки замутили: подговорили юную Марию-Антуанетту не разговаривать с Жанной.

Однако, в голове у Марии-Антуанетты хлебушек пирожные и поэтому она в какой-то момент то ли забылась, то ли подчинилась воле короля и невзначай бросила Жанне: «Как много людей сегодня в Версале!».

Так разрешается главная интрига фильма. Жанна радуется, как будто французы опять выиграли чемпионат мира по футболу. Государственный совет улыбается. Все счастливы.

На что именно мог повлиять факт разговора дофины с Жанной — непонятно. Король бросил бы её за это? Вряд ли. Что такого страшного могло произойти, если бы жена внука короля не заговорила с любовницей короля? Для любовницы, короля, будущего Людовика XVI, самой Франции? Как-то неочевидно. Тем более, после события «король умер — да здравствует король», Жанну всё равно отправили в монастырь, так что разговаривала там с ней будущая королева или не разговаривала, никак на судьбу Жанны не влияет.

В общем, примета современного кино: нам показывают сюжетные линии, которые никуда не ведут (знаменитое ружьё Бондарчука).

Фильм снят с откровенными роялистскими настроениями и сочувствием к трагической судьбе Людовика XVI. Он показан симпатичным и доброжелательным юношей. Как он умудрился вырасти таким в подобном окружении - загадка. Почему этот киношный Людовик XVI так и не сделал ничего, чтобы укротить пристрастное к роскоши окружение - непонятно. На фоне напудренных париков этот дофин производит впечатление чуть ли не якобинца (оцените шутку). Зачем его показали именно таким, а не под стать Марии-Антуанетте? Чтоб мы прониклись Францией, Которую Они Потеряли? Ждём на французских бульварах билборды с надписью Прости нас, государь "Pardonne-nous, Souverain"?

Посмотрите, как выделяется будущий Людовик XVI на фоне прочей "камарильи". К чему бы это?
Посмотрите, как выделяется будущий Людовик XVI на фоне прочей "камарильи". К чему бы это?

Жанна же - женщина, конечно, симпатичная, эмоциональная, любящая. Автор, безусловно, хотел нам сказать, что она "свободная". И сказал. В самом буквальном смысле - закадровым голосом. А вовсе не событиями фильма или какими-то её действиями. Она вполне встроена в то общество, в котором живёт, и никаких признаков свободной женщины не проявляет. Хоть бы завела интрижку, когда узнала, что помимо неё к королю водят и других девиц. Типа: "Ах ты так? Тогда я тоже могу! Я свободная!" Нет, и здесь мимо. Ей строго сказали, что нельзя - всё! Нельзя.

А надевать мужской костюм на охоту - это обезьянничать с нашей Елизаветы Петровны, которая за двадцать лет до этого уже "шокировала" общественность подобным поведением.

Одним словом, фильм об "эмансипированной" женщине, которая ни на что не влияет, даже на собственную жизнь. Но почему-то подчёркивается, что она "свободная". Вот зачем так, а?

Но любителям костюмных мелодрам этот фильм несомненно понравится. Красиво.

Ну, и вообще, мы же любим сцены из французской жизни.