Найти тему

Техника на преодоление последствий травматического стресса "Картина мира"

Флорис Арнцениус – Рисует Лиэс, дочь художника
Флорис Арнцениус – Рисует Лиэс, дочь художника

Сегодня хочу вас познакомить с интересной арт-терапевтической техникой, которая поможет в преодолении последствий травматического стресса.

Арт-терапия – это одно из направлений практической психологии, использующее различные виды творчества для психологической помощи самым разным клиентам в решении всего спектра их личностных проблем.

Упражнение называется «Картина мира». Его автор врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук Александр Иванович Копытин.

Цель техники - прояснить восприятие мира после перенесенной травмы и изменить свои представления о нем.


Для выполнения упражнения вам понадобятся.

  • Листы бумаги А4.
  • Уже заготовленные вырезанные из белой бумаги две окружности.
  • Краски, карандаши, фломастеры, мелки на выбор.
  • Как дополнение можно взять вырезки фотографий из журналов.
  • Цветную бумагу. Желательно чтобы был выбор цвета.
  • Клей.
  • Ножницы.

Техника выполняется в несколько этапов.

  1. Подумайте о неприятном событии, которое повлекло переживание. Как перенесенная травма повлияла на ваше восприятие мира?
  2. Возьмите окружность, вырезанную из белой бумаги. Создайте первый образ вашей картины мира на основе травматического опыта. Заполните окружность линиями, формами, красками или коллажом. Постарайтесь через творчество перенести свои чувства и переживания на лист бумаги.
  3. Ответьте на вопросы глядя на созданный образ. Какое впечатление картина производит? Что вы испытываете, глядя на нее?
  4. Подберите для первой картины фон, используя для этого белую или цветную бумагу. Ее оттенок мог бы соответствовать тем ощущениям, которые вызывает картина. Также на ваше усмотрение можно оформить фон.
  5. Создайте второй образ, передающий идеальную картину мира, используя вторую окружность.
  6. Глядя на второй образ прислушайтесь к вашим ощущениям.
  7. Для второй картины также создайте фон.
  8. Расположите две работы рядом друг с другом. Что в них общего? Чем они отличаются? Опишите, что вам нравится и что не нравится в обеих работах?
  9. Теперь объедините две работы, сочетая их части друг с другом. Для этого можно разрезать или разрывать фоны и сами композиции. Для новой объединенной картины вы можете использовать отдельные части ранее созданных работ. Можно взять их составные элементы в полном объеме. Найдите оптимальное расположенные для выбранных элементов и приклейте их к фону.
  10. Глядя на работу ответьте на вопросы.
  • Какую роль играют элементы, включенные в новую композицию?
  • Какое мировосприятие преобладает в итоговой работе?
  • Элементы двух картин равномерно представлены в последней работе?
  • Какие изменения претерпели две картины мира, когда они оказались включенными в новую?
  • Как выполненная вами работа может способствовать вашему исцелению?
  • Что оказалось для вас наиболее интересным и важным в упражнении?

Благодарю за чтение и буду рада вашим откликам в комментариях. Подписывайтесь на мой канал «Погремушки психолога».