Сегодня хочу вас познакомить с интересной арт-терапевтической техникой, которая поможет в преодолении последствий травматического стресса.
Арт-терапия – это одно из направлений практической психологии, использующее различные виды творчества для психологической помощи самым разным клиентам в решении всего спектра их личностных проблем.
Упражнение называется «Картина мира». Его автор врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук Александр Иванович Копытин.
Цель техники - прояснить восприятие мира после перенесенной травмы и изменить свои представления о нем.
Для выполнения упражнения вам понадобятся.
- Листы бумаги А4.
- Уже заготовленные вырезанные из белой бумаги две окружности.
- Краски, карандаши, фломастеры, мелки на выбор.
- Как дополнение можно взять вырезки фотографий из журналов.
- Цветную бумагу. Желательно чтобы был выбор цвета.
- Клей.
- Ножницы.
Техника выполняется в несколько этапов.
- Подумайте о неприятном событии, которое повлекло переживание. Как перенесенная травма повлияла на ваше восприятие мира?
- Возьмите окружность, вырезанную из белой бумаги. Создайте первый образ вашей картины мира на основе травматического опыта. Заполните окружность линиями, формами, красками или коллажом. Постарайтесь через творчество перенести свои чувства и переживания на лист бумаги.
- Ответьте на вопросы глядя на созданный образ. Какое впечатление картина производит? Что вы испытываете, глядя на нее?
- Подберите для первой картины фон, используя для этого белую или цветную бумагу. Ее оттенок мог бы соответствовать тем ощущениям, которые вызывает картина. Также на ваше усмотрение можно оформить фон.
- Создайте второй образ, передающий идеальную картину мира, используя вторую окружность.
- Глядя на второй образ прислушайтесь к вашим ощущениям.
- Для второй картины также создайте фон.
- Расположите две работы рядом друг с другом. Что в них общего? Чем они отличаются? Опишите, что вам нравится и что не нравится в обеих работах?
- Теперь объедините две работы, сочетая их части друг с другом. Для этого можно разрезать или разрывать фоны и сами композиции. Для новой объединенной картины вы можете использовать отдельные части ранее созданных работ. Можно взять их составные элементы в полном объеме. Найдите оптимальное расположенные для выбранных элементов и приклейте их к фону.
- Глядя на работу ответьте на вопросы.
- Какую роль играют элементы, включенные в новую композицию?
- Какое мировосприятие преобладает в итоговой работе?
- Элементы двух картин равномерно представлены в последней работе?
- Какие изменения претерпели две картины мира, когда они оказались включенными в новую?
- Как выполненная вами работа может способствовать вашему исцелению?
- Что оказалось для вас наиболее интересным и важным в упражнении?
Благодарю за чтение и буду рада вашим откликам в комментариях. Подписывайтесь на мой канал «Погремушки психолога».