Найти в Дзене
Русская Семёрка

Берсерки: героические воины или туповатые агрессоры

Оглавление

Что мы знаем о берсерках? Они сражались как звери, грызли щиты и, казалось, шли на войну практически безоружными. Это то, что нам рассказывали о них. Однако, вопрос о том, кто они были на самом деле, до сих пор вызывает споры среди ученых.

Слово "берсерк"

Вопросы о берсерках начинаются уже с их названия. Откуда произошло это слово? Впервые оно упоминается в Старшей Эдде, затем его использует скальд Торбьерн. Долгое время, до середины XIX века, ученые были уверены, что berserkr означает "без рубашки". Однако Свейнбьёрн Эгильссон предположил в своем словаре, что "берсерк" означает "медвежья рубашка". Это предположение было охотно принято, хотя связи между медведями и берсерками в родовых ирландских сагах не обнаружено. С тех пор началась путаница.

Влияние на образ берсерков оказали дохристианские представления об оборотничестве, поэтому перевод "медвежья рубашка" был встречен мифологами с воодушевлением. Он открывал им большой простор для интерпретаций. Однако, до сих пор нет единого мнения о происхождении этого слова.

Источники

Берсерки были впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде (предположительно 872 год). О них скальд написал: "Берсерки рычали, / битва кипела, / облаченные в волчьи шкуры выли / и потрясали мечами". Берсерки упоминаются и в "Эдде" дважды. Оба раза они представлены как полулегендарные герои. Полулегендарными же являются и жены берсерков, которые сражаются в "Песнях о Харбарде" с самим Тором.

Главным источником информации о берсерках стала глава, посвященная Одину, из "Истории норвежских королей", написанной Снорри Стурлусоном: "Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка". Здесь берсерки представлены как "люди Одина", что интересно, поскольку в сагах и мифах до этого Один не сопровождается воинами.

В исландских родовых сагах берсерки представлены как реальные люди, но их образ не вызывает симпатии. Они приходят в дома к простым людям накануне Рождества и устраивают там разгром, грабят и насилуют женщин. В таких сюжетах положительным героем обычно выступает бравый исландец, который побеждает берсерков при помощи дубины (потому что они якобы неуязвимы для огня и железа) или хитростью, так как считается, что берсерки глупы. В историческом контексте этот образ берсерка наиболее близок к истине.

Конец берсерков

Принятие христианства, централизация, "переформирование армии", распад дружин викингов - все эти факторы оставили без средств к существованию большую группу бывших воинов, которые не умели делать ничего, кроме воевать. Поэтому они грабили и буянили, пока в Исландии не был принят "антиберсеркский" закон 1123 года, в котором было четко указано: "Замеченный в бешенстве берсерк будет наказан 3 годами ссылки".