Найти в Дзене
Отражение науки

Литий становится «белой нефтью» нашего времени: ключевым материалом в производстве электромобилей. Какая страна контролирует его добычу?

Литий — самый лёгкий из всех известных металлов, с очень высоким электрохимическим потенциалом. Именно литий является ключевым элементом в литий-ионных батареях, тех самых батареях, которые питают электрические автомобили.

Надо признать, что производство и использование электромобилей в мире развивается семимильными шагами. Ещё совсем недавно они были в диковинку, а теперь уже всем понятно, что за ними будущее. Более того, во многих странах — это не только будущее, это настоящее. В Евросоюзе уже почти каждый четвёртый проданный автомобиль — электрический. Более того, ЕС утвердил запрет на продажу автомобилей, использующих традиционные виды топлива, с 2035 года. Так что уже сегодня европейским автопроизводителям нет особого смысла вкладываться в развитие традиционных моделей: основные силы направлены в сторону электрических.

Время электромобилей уже пришло, фото: unsplash.com
Время электромобилей уже пришло, фото: unsplash.com

А вот Китай во всём, что касается электромобилей, вообще «впереди планеты всей». Здесь каждый второй выпускаемый автомобиль — электрический или так называемый «подключаемый гибрид электромобиля»: промежуточный вариант между автомобилем традиционным и электрическим (В этом случае в автомобиле присутствуют как двигатель внутреннего сгорания, так и электродвигатель. Поэтому такой автомобиль можно заряжать как традиционным топливом, так и от электросети). В Китае вообще всё идёт к тому, что в течении ближайших нескольких лет традиционные автомобили на бензине и дизельном топливе будут попросту вытеснены электромобилями как класс.

Возвращаясь к литию, можно вспомнить знаменитые слова бывшего госсекретаря США Генри Киссенджера: «Контролируйте нефть, и вы будете контролировать нации». Похоже, что литий становится «новой нефтью» нашего времени. Возникает вопрос, кто же его контролирует?

Электрозарядные станции появляются как грибы после дождя, фото: unsplash.com
Электрозарядные станции появляются как грибы после дождя, фото: unsplash.com

Ответ есть: это Китай. И это при том, что на его долю приходится всего лишь 7% разведанных мировых запасов этого минерала. Но Китай успешно перенял «нефтяной» опыт западных стран: важно не то, у кого есть запасы ценного сырья, а то, кто ими реально распоряжается. Поэтому Китай придерживается долгосрочной стратегии контроля над недорогими и стабильными поставками. Китайские компании приобрели доли в ведущих горнодобывающих компаниях по всему миру. Особый интерес у китайцев вызывает Южная Америка: в треугольнике на границе Чили, Боливии и Аргентины сосредоточены три четверти мировых запасов лития. Из огромных солончаков этого региона рассол перекачивается в бассейны для испарения, в результате чего остаётся карбонат лития. Второй регион, пользующийся повышенным вниманием Китая — это Африка. Китай охотно помогает таким странам как Зимбабве, Конго и Мали поставить добычу лития на широкую ногу. Да и англосаксонские страны не обделены китайским вниманием: ряд крупных добывающих компаний в Канаде и Австралии также принадлежат китайским компаниям.

Крупнейшее в мире месторождение лития, Боливия, высохшее озеро Салар де Уюни,    фото: unsplash.com
Крупнейшее в мире месторождение лития, Боливия, высохшее озеро Салар де Уюни, фото: unsplash.com

Китай не только обеспечил себя исходным литиевым сырьём, он также создал крупнейшую в мире промышленную инфраструктуру по переработке этого сырья в соединения лития, которые непосредственно используются в производстве аккумуляторных батарей. Как результат: Китай покупает и перерабатывает порядка 70% всего добываемого в мире литиевого сырья. Ярким примером может служить Австралия. В этой стране добывается более половины всего мирового лития. Причём добывается он не из солончаков, а в виде руды из карьеров. При этом руда считается более качественным сырьём, чем рассол. Так вот, практически всё своё литиевое сырьё Австралия продаёт в Китай.

Следующий этап: использование готовых литиевых материалов непосредственно в производстве литий-ионных батарей. В мировом масштабе Китай производит более половины литий-ионных батарей для электромобилей. Только производители батарей из Японии и Южной Кореи составляют ему определённую конкуренцию. Крупнейшим в мире производителем литиевых аккумуляторов является китайский гигант CATL.

Замену традиционных автомобилей на электрические особенно приветствуют жители таких мегаполисов, как Шанхай, фото: unsplash.com
Замену традиционных автомобилей на электрические особенно приветствуют жители таких мегаполисов, как Шанхай, фото: unsplash.com

Таким образом, Китай доминирует во всей литиевой цепочке: от добычи сырья до производства аккумуляторов. Это позволяет ему фактически определять цены на этом рынке. Так что Китай на годы вперёд закрепил за собой роль ключевого игрока в этой важнейшей индустрии.

А что с литием в России? К сожалению, на данный момент литий в России не добывается. Но есть и хорошая новость: месторождения лития у нас есть, особенно богата ими Мурманская область. Более того, Минпромторг поставил задачу закрыть внутренние потребности России в литии к 2030 году, создав собственные производственные мощности. Компания «Полярный литий», совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома», в начале этого года получила лицензию на освоение Колмозерского литиевого месторождения (Мурманская область). В проработке ещё ряд проектов российских компаний. Тот же «Росатом» строит завод в Калининграде по производству литий-ионных батарей для транспорта. В общем, есть надежда, что Россия в недалёком будущем полностью обеспечит себя этим материалом. Это тем более важно, что спрос на литий в мире продолжает возрастать, и только наличие собственного производства сможет гарантировать бесперебойную поставку столь необходимого материала.