В первой части нашего обзора мы рассказали о пяти предметах, которые нужно увидеть в постоянной экспозиции музея. Теперь вас ждет Часть II!
#6. Раздел "Раннее христианство". Крест Школы Джотто.
"Крест с изображением Распятия" XIV века занимает особое место среди редких и наиболее ценных по художественной значимости памятников искусства раннего итальянского Возрождения, хранящихся в России. Это единственный в российских музеях пример знаменитых "Распятий" школы великого флорентийца Джотто. Крест был приобретён в 1900-е гг. в Италии российским консулом в Триесте М. С. Щекиным. Затем крест, в числе 70-ти произведений итальянского искусства XIV–XV вв., был подарен Щекиным создаваемому в Москве Музею изящных искусств (ныне — Музей изобразительных искусств им. Пушкина). В 1931 году предмет был передан в Центральный антирелигиозный музей в Москве, после ликвидации которого (1946–1948) оказался, наконец, в Музее истории религии.
#7. Раздел экспозиции "История русского православия". Полотно "Святой благоверный князь Александр Невский" художника М. В. Нестерова.
Картина написана в 1894–1895 гг. как эскиз к иконе-мозаике северного киота Храма Воскресения Христова (Спас на Крови). Александр Невский изображен молящимся у иконы в домовой церкви. Образ князя преисполнен уверенности и могущества. На втором плане в окне виднеется северный пейзаж: крыши домов, шатер церквушки. Этот незатейливый пейзаж придает мозаике национальный колорит. Удачно подобранная цветовая гамма, передающая блеск металлических доспехов, серебристо-голубой кольчуги, органично вписывается в орлецовое обрамление иконы.
#8. Раздел "Католицизм: вероучение и культ". Алтарная композиция "Благовещение. Святая Троица. Поклонение Младенцу Христу". Школа Тильмана Римменшнайдера. Центральный фрагмент деревянного алтаря представляет сцену прославления Святой Троицы. Престол, на котором восседают Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и исходящий от них Дух Святой в образе парящего голубя, изображен на фоне алой завесы, символизирующей Царство Небесное. Завесу придерживают ангелы, славословящие Бога песнопениями. Подобное представление Христа, сидящего одесную Бога Отца, основано на одном из положений Никео-Константинопольского символа веры (IV в.) – краткого изложения основ христианского вероучения, в котором закреплен догмат о триединстве Бога.
#9. Раздел "Религии Востока: буддизм". Сукхавати – Чистая Земля будды Амитабхи. Композиция Сукхавати была создана более ста лет назад в 1904–1905 гг. монахами двух старейших буддийских монастырей Бурятии – Гусиноозерского (Тамчинского) и Гэгэтуевского дацанов – по заказу известного собирателя предметов восточного искусства князя Эспера Эсперовича Ухтомского. Позднее коллекцию князя приобрел император Николай II и передал в дар Этнографическому отделу Русского музея императора Александра III. В начале 1930-х годов из Русского музея экспонат поступил в Музей истории религии.
#10. Раздел "Ислам". Коран Османа.
Коран – главная священная книга мусульман. В экспозиции представлено впечатляющее своей величиной факсимиле одной из древнейших рукописей, именуемой Коран Османа. Из 50-ти экземпляров этого уникального издания, напечатанного в Санкт-Петербурге в 1905 году, до наших дней сохранились считанные единицы.