Найти тему
Музей истории религии

ТОП-10 экспонатов, которые точно нужно увидеть в Музее истории религии

Загружено с ошибкой.

Каждый музей славится своими особенными экспонатами. Многие посетители приходят в музей только ради них. Около таких экспонатов выстраиваются толпы людей – как, например, в Лувре у знаменитой Моны Лизы Леонардо да Винчи. Конечно, экспонатов такого уровня и такой известности немного. Но в каждом музее есть свои "хиты". И сегодня мы решили поговорить об экспонатах нашего музея, которые точно нельзя пропустить!

Итак, поехали!

# 1. Раздел "Архаические и традиционные верования. Верования народов Сибири и Дальнего Востока". Шаманский костюм.
С одной стороны, кафтан символизировал зверя или птицу, в которых мог превращаться шаман, с другой – считался вместилищем духов, которых призывал шаман. Костюм придавал ему силу и защищал во время камлания. Бахрома символизирует перья, металлические пластины на рукавах – кости крыльев, пластины на груди – ребра. Круглые бляхи изображают солнце, луну и вход в другой мир. Фигурки зверей и птиц обозначают духов-помощников шамана.

Шаманские костюмы
Шаманские костюмы

#2. Раздел "Архаические и традиционные верования. Верования народов Индонезии". "Корабль мертвых" с острова Суматра.
Погребальные обряды символизируют отделение умершего от живых, призваны нейтрализовать его неблагоприятное влияние, утвердить новый статус, помочь добраться до своего нового жилища в ином мире. Так называемые "корабли мертвых" доставляли души умерших в потусторонний мир. Такие корабли были широко распространены у островных жителей – в Меланезии, Полинезии и у ряда народов Индонезии, которые верили, что путь в мир мертвых лежит через море. Спуск лодки с душами умерших в воду, проводы душ в потусторонний мир на корабле – ключевой момент "праздника смерти", ритуализированного представления, длящегося несколько дней. Сопровождает и ведет души особый проводник, а жрец, руководящий церемонией, поет песни, в которых описывает долгий и полный опасностей путь корабля через море в потусторонний мир.

Корабль мертвых
Корабль мертвых

#3. Раздел "Религии Древнего мира. Политеизм". Кирпич из Эсагилы. Неприметный на первый взгляд камень таит в себе множество загадок. Он был изготовлен для перестройки и реставрации Эсагилы – храмового комплекса в Вавилоне, посвященного богу Мардуку. В центре святилища находилась ступенчатая башня – зиккурат Этаменанки (та самая Вавилонская башня). К ней вела дорога процессий, берущая начало от главных ворот Вавилона – ворот Иштар. Ворота были облицованы синим глазурованным кирпичом с рельефными изображениями желто-красных и бело-желтых быков и драконов. Строительство храмового комплекса было завершено при вавилонском царе Навуходоносоре II (VI в. до н.э.). Клинописная надпись на кирпиче гласит: "Я, Навуходоносор, царь Вавилона, восстановитель Эсагилы и Эзиды, старший сын Набополасара".

Кирпич из Эсагилы
Кирпич из Эсагилы

# 4. Раздел "Религии Древнего мира. Иудаизм". Свиток Торы. Пергаментный свиток с рукописным текстом Пятикнижия называется Сэфер Тора, в дословном переводе с иврита – книга Торы. Изначально свитки Торы делали из папируса, но в первые века нашей эры отказались от него в пользу более удобного пергамента. Эта традиция сохранилась до настоящего времени, хотя теперь свиток Торы скручивают на двух древках, а не на одном, как в древности. Каждое из древков, на которых укреплен свиток, называется эц-хаим, в переводе с иврита – "древо жизни". Древки Сефер Торы, представленной в экспозиции, увенчаны резными фигурками орлов. В данном контексте орел – символ Всевышнего. Один из орлов держит в клюве корзину, наполненную фруктами и цветами, – это версия рога изобилия. В клюве другого орла – Скрижали Завета. Они традиционно изображены в виде двух прямоугольных плит с закругленными верхними гранями. Таким образом, Скрижали – воплощающие в себе заповеди Торы и шире – все законы иудаизма, сопоставлены с корзиной, символизирующей жизнь в изобилии и достатке.

Сефер Тора
Сефер Тора

#5. Раздел "Религии "Древнего мира. Представление о душе и загробном мире". Древнеегипетский саркофаг (к сожалению, без мумии).
Египтяне считали, что тело умершего необходимо сохранить, поэтому были разработаны сложные процедуры бальзамирования умерших. Саркофаги украшались росписью, резьбой и магическими текстами, расположенными внутри и снаружи. Надписи содержали имя умершего, заклинания и молитвы, призванные защитить его тело от всякого зла. Строки текста были расположены так, чтобы умерший мог их прочитать. Считалось, что огромные глаза, написанные на уровне лица умершего, давали ему возможность видеть предназначенные для него дары.

Древнеегипетский саркофаг
Древнеегипетский саркофаг

Продолжение следует!