И, главное - зачем?
Если среди того, на что мы смотрим, есть что-то непонятное, то ум всю свою мощь обращает именно на это. Но делает он это весьма оригинальным способом. Отворачиваясь, делая так чтобы "этого" не было, чтобы непонятное исчезло из фокуса внимания.
"Делает" и означает "обращает всю свою мощь", ибо это очень и очень трудно - сделать так, чтобы исчезло то, что, как ты хорошо знаешь, есть.
А что, если нужно принять важное решение?
И вот какая незадача - все решения принимаются в условиях неполной определенности, среди исходных данных всегда есть непонятные - иначе зачем решать, если все ясно?
А что, если нужно решить задачу, которая потому и задача, что непонятно, с какого бока подойти?
Вот мы и подошли к конкретному примеру, на котором увидим, как тренировать внимание. И поймем зачем.
ЕГЭ: экзамен на зрелость
Раньше свидетельство об окончании средней школы так и называлось: "аттестат зрелости", что говорило не только о физиологической составляющей выпускника.
Но кто такой "зрелый" человек?
Это дееспособный человек (да перестаньте вы, наконец, думать только о физиологии!), способный самостоятельно принимать решения. Следовательно, способный жить и работать в условиях неполной определенности. Следовательно, не делающий так, как мы говорили в третьем абзацем выше, а наоборот - полностью осознающий то, что есть. Даже если он чего-то не до конца понимает.
Скажем проще: зрелый человек - ответственный человек, способный управлять своим вниманием.
- "Но почему ЕГЭ-то?! Причем тут страшный зверь современного образования?!"
ЕГЭ не плох, ЕГЭ ругают те, кто с ним не сталкивались (или, столкнувшись, разбили о него лоб). Плоха система образования, а это не одно и то же.
ЕГЭ - это просто экзамен, причем довольно ясный, к которому можно подготовиться. Ведь известны не только типы, но и большинство самих задач ("открытый банк ФИПИ"). Так что "нечего на зеркало пенять, коли ..."
Но есть одно "но", ради которого я и затеял статью, чтобы на одном простом и конкретном примере показать то, что написано в заголовке.
Итак, система оценивания ЕГЭ такова, что можно решить задачу - трудную задачу - но ошибиться в простейших расчетах, не так перемножить дроби. И по невнимательности, решив, повторю, трудную задачу, недополучить 1 первичный алл, что в пересчете составит минус аж до пяти баллов ЕГЭ.
- "Абидно, панимаешь!"
Такие ошибки не относятся к математике, они относятся к способности управлять вниманием, к ответственности, то есть к вещам, которые "рулят" в жизни созревшего человека и определяют его успешность или наоборот.
Звучит натянуто?
А вы поосмотритесь вокруг, взгляните на знакомых, а лучше вспомните те промахи, которые допускали в жизни сами и причины, по которым они произошли. Возможно, тогда пример не покажется таким уж натянутым.
- "Да хватит уже вступлений, метод давайте!"
Как тренировать внимание
Для совсем нетерпеливых скажу сразу. Внимая.
С остальными продолжим.
Георгий Иванович Гурджиев, большой Мастер, отметился среди прочего тем, что чинил рваные ковры. Занятие, требующее огромного терпения и концентрации внимания. Ему было на что жить, у него были богатые ученики - зачем он это делал?
Он тренировал внимание.
Он говорил, что только с человеком, хоть что-то умеющим делать хорошо, можно начинать иметь дело. "Умеющим хорошо хотя бы кофе заваривать".
Или длинные десятичные дроби перемножать без ошибок.
Сыну через год сдавать тот самый ЕГЭ, поэтому я и придумал для него такую тренировку, которая обеспечит дополнительные единицы внимания во время экзамена, необходимые для собственно решения задач.
Но придумав, подумал, что и самому не грех иногда поупражняться - мне ЕГЭ не сдавать, но внимание - ключ к серьезным практикам.
Как говорят даосы: "Где внимание, там и энергия".
Метод
Длинные вступления нужны для создания контекста, для понимания.
Кажется, скажи сразу, человек услышит, поймет, ухватится и пойдет делать. С энтузиазмом. Но так не бывает практически никогда. Поэтому все те же даосы и говорят, что "только неправильный метод дает правильный результат".
Метод прост, как и сама жизнь.
- Его "плюс" в абсолютной доступности.
- Его "минус" - нужно делать, прочитать недостаточно.
Я вас уверяю - из своего опыта, опыта сына и опыта некоторых моих клиентов, что уже через несколько дней, затрачивая по десятку - другому минут ежедневно, у вас появятся первые озарения. О себе, и о жизни.
Таких методов можно придумать бесконечное количество, если уловите суть. Но, может быть, именно этот метод пригодится кому-то, кто собирается сдавать ЕГЭ?
На днях напишу больше о сути неопределенности, ее влиянии на повседневную жизнь.
И да, подобные методы имеют самое прямое отношение к "остановке ума".
---------------------------------------------------------------------
На комментарии отвечаю. Группа ВК.
----------------------------------------------------------------------