Найти в Дзене
Надя Папудогло

Теперь про сам фильм "Барби". Или цели против исполнения

А теперь про сам фильм — вчера вечером успела посмотреть после работы. Шли со старшим ребенком, но в итоге увязались все младшие, зал был полупустым, но может это из-за того, что мы смотрели на английском, на этих сеансах всегда есть места с избытком.

Грета Гервиг, конечно же, отыграла в этом фильме миллион линий и сюжетов, часть из которых условная «повестка дня» (сестринство, токсичная маскулинность, та самая токсичная идеализация женского образа), а часть – самые разные ассоциативные контексты. Начиная с линии изгнания Барби из розового рая и заканчивая выбор стать человеком, то есть научиться страдать и однажды умереть, Ева и яблоко, но проводником в мир людей тоже будет женщина.

Забавно, как отыграна миссия Mattel, компании, которая всеми силами пытается сбросить токсичный шлейф. Гервиг дано право попрыгать на них вдоволь. Офис компании – темное мужское царство. Их цель – поймать Барби и заточить в коробку, не дать ей обрести свое я помимо «стереотипичная Барби», даже дух основательницы компании Рут будет заточен внутри этого темного и токсичного места. Да и провалы компании будут не просто провалами – они станут главными героями, те самые, списанные и не нужные игрушки.

Отлично будет отыграна идея токсичности Барби – от слов о фашизме барби-стереотипов, которые она услышит от девочки-подростка в реальном мире до того момента, как сама Барби начинает понимать, что в мире Барби да, можно быть кем угодно (нам постоянно говорят, что мир Барби не знает границ), в реальности снова будет мрачный офис корпоративных костюмов, который совершенно не рад женщинам. И мир, который в целом не готов к гуманности и разнообразию.

Забавны отсылки к другим контекстам и массовой мем-культуре. Начинается все с парафраза на «Космическую одиссею», читаются Toy Story и Pinocchio, потом будет эстетика фильмов об американских домохозяйках, потом будет совершенно феерический эпизод обыгрыша вечного менсплейнинга, словом, такая культурологическая энциклопедия последнего времени, внутри которой находится и сама Барби как явление и феномен. В какой-то момент даже покажется, что ты снова смотришь «Маленьких женщин», просто в новых обстоятельствах.

Понятна критика, которая звучала уже до выхода фильма. Кажется, в мире не осталось ни одного приятного мужчины. Кен не знает, кто он на самом деле, но зато очень хочет свой мир, тачки, золотые ролексы, девочки, подносящие пиво, ковбойские двери в захваченном уютном домике Барби. В финале он кается и все это уходит в философский дискурс. Всегда же были «Барби и Кен», но кто я такой, кто такой Кен в отрыве от Барби. И ты уже не понимаешь, продолжает ли Гервиг создание образа покаявшейся компании или, наоборот, втыкает в нее булавку. Кен прижимает к сердцу книгу про патриархат, раздобытую в реальном мире, где женщина постоянно упирается в стеклянный потолок, а все лавры забирают мужчины. Он несется с этой книгой в свой рай, что построить там этот самый приятный патриархальный мир, но, разумеется, он обречен. (Зато музыкальный ключевой номер Гослинга – это абсолютный хит).

В общем, Гервиг более чем круто держится на грани карикатуры и социальной сатиры, делая при этом рекламную (!) полнометражку, на которую пойдут те, кто помнит свою первую Барби. На нее пойдут те девочки, которых уже заворожила Марго Робби и тот самый розовый маркетинг, о котором я писала. Пойдут малышки, которые просто любят своих Барби, но уйдут, так и не поняв половины внутренних цитат. А акции Mattel вчера с началом проката пошли вверх, посмотрим, надолго ли их хватит. И подождем, когда же на прилавках появится полный комплект персонажей фильма с лицами актеров, а не лицами Барби, ее подруг и друзей.

И да. Финал фильма внезапно такой протокольно-морализаторский, как будто все уже устали. И надо произвести протокольный тост и разойтись по домам — сразу после того, как мы увидим, как происходит сотворение человека. При этом с чувством, что мы посмотрели очень классное, местами гомерически смешное кино, динамичное и чем-то ностальгическое.

Старший ребенок сказал, что все это промывание мозгов по сотому кругу. Средний ребенок сказал, что таких дураков как Кен в мире уже нет и никто не бегает с книгами "Патриархат" подмышкой. Младший был возмущен грубостью людей из мира Кена по отношению к Барби.