Найти в Дзене
Павел Рябчиков

Вернисаж дешёвых понтов, или Зачем выпендриваться перед репетитором?

К ученикам я отношусь со здравой (по моему скромному мнению) долей цинизма и скептицизма. Каков бы ни был отличник, а я свой предмет изучаю дольше, чем он живёт, поэтому обязан знать лучше. Иногда бывают самородки (в этом году был, например), которые на самом деле способны обучаться так, что завидовать начинаешь. Но у этих детей уже цель в жизни есть, им недостаточно уютного гаджетового мирка, слепленного на деньги родителей из айфончика и некоторых причиндалов к нему, им надо его перестраивать, расширять, желательно - до объёмов наблюдаемой Вселенной. И у них это получится, кстати.

Результат генерации по запросу "Супер-ученик, повелитель Вселенной", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Супер-ученик, повелитель Вселенной", стиль: 4k

Совсем другое дело, когда ученик или его родители пытаются пустить пыль в глаза. "Он у нас учился в ...<здесь идёт название очередного франшизного учебного центра>... два (три, четыре...) года, делал проекты, поэтому мы теперь нацелены в ...<МИРЭА, МФТИ, МГТУ им. Баумана, ИТМО, Массачусетский технологический, Иннополис...> ... и нам нужен высокий балл!".

Начинаешь проверять уровень знаний - он первый раз слышит о массивах, не знает, какие бывают типы данных, не может найти только что созданный и сохранённый файл... Родители иногда думают, что я себе так цену набиваю. В ответ я показываю задачу, которую давал ученику, рассказываю, что и как нужно сделать, чтобы её решить, напоминаю, что этому обучают, вообще-то, даже в школе, а не только в "крутых" учебных центрах, напоминаю, что экзамен - это проверка умения думать определённым образом. Большинство родителей задумываются и восторженный тон куда-то исчезает. После того, как я рассказываю, что в вузе их ребёнку предстоит не перетаскивать с экрана код буковка в буковку, а придумывать его самому, причём большей частью - во внеучебное время, если он действительно имеет цель стать толковым спецом, а не просто диплом получить. Да, для многих родителей действительно сюрприз, что на стажировки в крутые компании берут далеко не всех, а только тех, в ком будущий работодатель увидит потенциал, и таких очень немного на самом деле. Дефицит программистов в нашей стране не потому, что есть куча сладких и тёплых рабочих мест. Он по той причине существует, что на существующие места БРАТЬ НЕКОГО. Даже порой из выпускников топовых вузов. И да, работа эта - не только деньги. Это и дедлайны, и рутина, и дурацкий менеджмент порой. Не все поступившие доучатся, не все доучившиеся устроятся, не все устроившиеся будут любить свою работу.

Как и везде, кстати.

Ещё хуже, когда понтоваться начинает сам ребёнок. Деточка, ты учился, а я преподавал в Яндекс-лицее, не говори мне, что там учат чему-то необычному. Да, хорошая учебная программа, но осваивают её десять процентов учащихся. Не говори мне, что ты знаешь три языка программирования - ты их не знаешь, ты к ним прикасался, не более.

Иногда есть ученики, которые действительно ЗНАЮТ. Я у них всерьёз спрашиваю: зачем я вам нужен? Вы всё освоите без меня, и это будет бесплатно. Материалами поделюсь. Они отвечают - не, Пал Саныч, с вами прикольно! И продолжают работать. Приятно, не могу не признать. Очень.

Когда ученик не понимает условие задачи вот примерно на таком уровне:

Чем в принципе отличаются выражения "y = k * x + b" и "w = m * z + c"?
Правильно, ничем! Это обычная линейная зависимость, другое дело, что буквами x и y привычно обозначаются координатные оси, а остальные буквы никто никогда в таких формулах не показывал, как применять...

...то он НЕ ОБЛАДАЕТ достаточным для получения высшего образования мыслительным аппаратом, и его надо развивать. А если ты заявил, что МОЖЕШЬ, то будь, пожалуйста, так добр - СООТВЕТСТВУЙ.

Никому из учеников не приходит в голову, что похвастаться достижениями, которые достижениями не являются, можно только перед теми, кто в них понимает ещё меньше, чем ты сам. Пацанам так и говорю - не пытайся меня впечатлить, я не девушка, просто реши задачу. Причём так, как я показал, чтобы я понял, что ты понял.

Кстати, девчонки, с которыми я работаю, никогда так не говорили - я, мол, Пал Саныч, программист с детства, в математике почти Софья Ковалевская, да и вообще. Они просто сообщают - мне надо. Хотя я вот этого и того ну вот совсем не знаю, а вот с этим вообще не понимаю, как обращаться. Как-то взрослее это выглядит, когда человек признаётся сразу в том, что он в чём-то пока не очень хорош. И это правильно, потому что профессионализм - дело наживное.

Результат генерации по запросу "Ученик-подснежник пытается показать, что он отлично знает информатику", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Ученик-подснежник пытается показать, что он отлично знает информатику", стиль: 4k

Когда появляются "подснежники" - это те ученики, которые вспоминают в конце марта, что у них экзамен в июне и хотят "ну вот пожалуйста, мне очень-очень надо именно с вами, и в удобное для меня время, потому что ещё автошкола и футбол", у них тоже часто мнение о себе ой-ой-ой какое высокое. Смешнее всего, когда они пытаются повторить за тобой решение только что дважды объяснённой задачи, делая это шиворот-навыворот с какой-то бесшабашной дурью. То есть вообще не понимая процесса. Хотя говорят - я изучал Python / Java / C++ / C# и могу ого-го! А как попробуешь это "ого-го" на прочность испытать, так сразу Чехова вспоминаешь - то ли чаю пойти попить, то ли... хм, роскомнадзорнуться, так это назовём. Ещё никак не могу понять (вообще, конечно, могу, но мне платят за уроки информатики, а не за психоанализ), почему ученик иногда принципиально не хочет решать задание тем методом, который ты ему только что показал и объяснил дважды-трижды. Я выбираю простые методы, если что. А дети говорят - а вот на Ютубе я видел... - и начинают городить семь вёрст до небес, и всё лесом. Элементарную задачу на восемь-двенадцать строк кода превращают в маловразумительную полутораметровую портянку - им так показывал кто-то, видите ли.

Деточка, тебя хотели погубить, одумайся! 😉😜🤣

И в миллионнадцатый раз объясняешь: на задание даётся определённое время. Написано в кодификаторе - восемь минут, значит, она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО решаема за это время, и не надо придумывать новую научную теорию, чтобы это задание выполнить. Но привычка вместо восьми минут полчаса писать код, а потом два часа думать, почему он не работает, неистребима. Хоть Ютуб запрещай, ей-богу. Неокрепшим умам там опасно находиться. И опять говоришь, по стопицотому разу: не нужна никому на экзамене твоя удаль программистская, нужен РЕЗУЛЬТАТ. А без понимания задачи фиг ты добьёшься этого результата!

Удаль программистская, нафиг ты нужна,
Если кроме удали нету н_и_ч_е_г_о? (рифму подставьте сами)

Не верят. Правда, пробники отлично ставят мозги на место. Поэтому стараюсь дать пробник пораньше. И давать почаще.

Результат генерации по запросу "Коварные щупальца экзамена оплели ученика-недотёпу", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Коварные щупальца экзамена оплели ученика-недотёпу", стиль: 4k

Ещё всегда настораживаюсь, когда при знакомстве мама ученика расписывает его достижения и одновременно выражает опасения, что он сдаст ОГЭ. Именно ОГЭ. А потом, как бы оправдываясь, произносит: "Нет, вообще он у нас умный..."

Увы, в этом случае у меня всегда подтверждается одна горькая правда: у ученика как минимум ЗПР. Часто отягощённая каким-нибудь пограничным состоянием личности. Работаем, конечно, и даже успехи есть, но... Стараюсь мягко объяснить маме, что на ОГЭ, скорее всего, нужно будет остановиться. К сожалению.
Чудес не бывает.

Правда, стоит отметить, что такие мои ученики всегда стараются. В меру своих скромных сил.

Однако, если бы родители приняли правду о собственном ребёнке, не считая её ни наказанием, ни чем-либо вообще плохим, а просто объективной данностью, то и мне, и им было бы легче.

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков