Найти в Дзене
PIKLINE

Обзор нюансов новых штрафов за неявку в военкомат

Новость дня, которая взбудоражила общество и даже вызвала локальную дневную коррекцию на фондовом рынке, - рассмотрение Госдумой во втором чтении законопроекта о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Учитывая, так сказать, щепетильность темы и адовый трэш с постоянно обновляющимся законодательством, прагматично и без эмоций рассмотрим непосредственно первоисточники и суть планируемых изменений.

Самое интересное в этой истории состоит в том, что указанный законопроект был внесен в Госдуму ещё 1 февраля 2019 года с планируемым сроком вступления в силу с 1 января 2020 года депутатом Красовым Л.А. и зарегистрирован под номером 637094-7. В дальнейшем в состав инициаторов добавились депутаты Швыткин Ю.Н., Гусева И.М., Менделевич Б.Д., Романов М.В., Шеремет М.С. и Станкевич И.В.

Сопроводительное письмо к законопроекту номер 637094-7
Сопроводительное письмо к законопроекту номер 637094-7

Полный текст законопроекта размещен ниже.

Законопроект номер 637094-7
Законопроект номер 637094-7

Законопроект номер 637094-7
Законопроект номер 637094-7

Законопроект номер 637094-7
Законопроект номер 637094-7

Законопроект номер 637094-7
Законопроект номер 637094-7

В пояснительной записке инициатор законопроекта номер 637094-7 о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях указывает следующие основания и новшества:

1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, в определённых указанным законопроектом случаях, обязаны самостоятельно явиться в военный комиссариат для сверки данных воинского учета, где им может быть вручена повестка под расписку.

2. Закрепляется новый принцип исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, заключающийся в самостоятельной явке граждан, достигших призывного возраста, на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности (носящей по сути публично-правовой характер наравне с обязанностями по уплате налогов или получению паспорта гражданина Российской Федерации).

3. Уточняется, что неявка гражданина без уважительных причин в военный комиссариат в установленные федеральным законом сроки, в том числе неявка гражданина по повестке военного комиссариата считается уклонением от исполнения воинской обязанности и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Предлагаемые новеллы влекут необходимость совершенствования процессуальных полномочий должностных лиц военных комиссариатов в их административно-юрисдикционной деятельности при рассмотрении административных правонарушений, предусмотренных в статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету).

Здесь подразумевается дополнение ст.28.1 КоАП "Возбуждение дела об административном правонарушении", а именно перечня поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях в области воинского учета фактом неявки гражданина. А также ст.28.7 КоАП "Административное расследование" в части использования при административных правонарушениях.

5. Изменения КоАП также направлены на эффективное содействие органов внутренних дел (полиции) военным комиссариатам, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, заключающемуся в применении в отношении граждан, не исполняющих обязанности по воинскому учету, при необходимости таких процессуальных действий, как доставление и административное задержание в рамках возбужденного дела об административном правонарушении (статьи 27.2 и 27.3 КоАП).

6. Законопроектом предлагается увеличение санкций статей 21.1-21.7 КоАП в десятикратном размере.

7. Законопроект предусматривает отложенный срок вступления в силу в связи с необходимостью его совместной реализации с проектом федерального закона номер 361804-7 для чего сроки вступления в силу соответствующих федеральных законов синхронизируются.

Проект федерального закона номер 361804-7 был ранее расмотрен, подписан и опубликован в Российской газете 17 апреля 2023 года.

Основные изменения, которые были им внесены в ст.31 "Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" заключаются в следующем (измененные формулировки выделены курсивом):

1. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы, а также, если это предусмотрено в настоящей статье, самостоятельно являться в военный комиссариат.

2. Пункт 2 статьи 31 полностью изложен в следующей новой редакции:

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки направляются военным комиссариатом указанным гражданам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу (месту жительства или месту пребывания), указанному в их документах воинского учета, либо вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

Повестки, направленные гражданам по почте, считаются полученными под расписку в день доставки (вручения) соответствующих заказных писем этим гражданам, совершеннолетним членам их семей или лицам, уполномоченным этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службы, осуществляющим свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее – уполномоченные представители), при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) заказного письма гражданину, совершеннолетнему члену его семьи или его уполномоченному представителю.

Прием, пересылка, доставка (вручение), хранение или возврат соответствующему военному комиссариату указанных заказных писем организациями почтовой связи осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, получившие повестки, направленные по почте, после указанных в них дат явки на мероприятия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны в течение трех рабочих дней со дня получения повестки самостоятельно явиться в соответствующий военный комиссариат для получения под расписку новой повестки. В случае, если указанный срок самостоятельной явки истекает или указанные повестки были доставлены (вручены) гражданам, подлежащим призыву на военную службу, в период, когда призыв на военную службу не осуществляется, такие граждане обязаны самостоятельно явиться в военный комиссариат для получения под расписку новой повестки не позднее дня начала очередного призыва на военную службу.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, не получившие повестки в период окончившегося призыва на военную службу, обязаны самостоятельно явиться в военный комиссариат для получения под расписку повестки не позднее дня начала очередного призыва на военную службу.

3. Пункт 4 статьи 31 полностью изложен в следующей новой редакции:

Неявка гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, неявка в военный комиссариат для получения повестки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, либо отказ гражданина от получения повестки считаются уклонением от военной службы.

Отказ от получения повестки, направленной по почте, фиксируется в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Отказ от получения повестки работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций фиксируется в соответствии с Положением о призыве граждан на военную службу.

В чем же состоит цель синхронизации нашумевших вчера изменений, равно как и затянувшееся с 2019 года рассмотрение данного законопроекта номер 637094-7? Казалось бы, увеличение штрафов можно было осуществить в любое время, они никак не влияют на правовые процедуры законопроекта номер 361804-7 о внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".

Данный законопроект номер 637094-7 направлен на обеспечение реализации положений проекта федерального закона номер 361804-7 в части возложения на граждан, подлежащих призыву на военную службу, обязанности самостоятельной явки в военные комиссариаты для сверки данных воинского учета, где им (под расписку) могут быть вручены и соответствующие повестки. А поскольку предлагаемые законопроектом номер 361804-7 правовые новации повлекут необходимость совершенствования процессуальных полномочий должностных лиц военных комиссариатов в их административно-юрисдикционной деятельности, - представленной законодательной инициативой № 637094-7 предлагается ряд изменений и дополнений в соответствующие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иными словами самостоятельная явка в военные комиссариаты увязана с ужесточением ответственности за уклонение от нее в виде десятикратного увеличения штрафов и возможностью проведения административного расследования.

18 февраля 2021 года законопроект номер 637094-7 был внесен на рассмотрение в первом чтении и принят с учетом внесения новых поправок ко второму чтению.

20 июля 2023 года по законопроекту номер 637094-7 были рассмотрены только таблицы поправок к отклонению и принятию, а предлагаемая дата рассмотрения законопроекта Государственной Думой во втором чтении назначена на 25 июля 2023 года.

После второго чтения будет третье, далее Совет Федерации, Президент и опубликование. Естественно не вызывает сомнений возможность прохождения всех этапов и в один день. Свидетелями подобной скорости мы с вами являлись не один раз. Естественно, что окончательная редакция вносимых изменений будет подкорректирована, в том числе не только в части размеров штрафов, но и формулировок в законе.

Поэтому вчерашняя паника в обществе с одной стороны имеет право на существование, а с другой стороны она определенно преждевременна, но намекает на определенные тренды законодателей в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу.

По итогам первого чтения в Госдуме проекта федерального закона номер 637094-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" планируемые штрафные санкции состоят в следующем:

Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет

Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 10000 рублей.

В действующей редакции от 1000 до 3000 рублей.

Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей.

В действующей редакции от 1000 до 3000 рублей.

Статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 10000 рублей.

В действующей редакции от 1000 до 3000 рублей.

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

В действующей редакции от 1000 до 3000 рублей.

2. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

В действующей редакции от 1000 до 3000 рублей.

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 10000 рублей.

В действующей редакции от 1000 до 5000 рублей.

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей.

В действующей редакции от 500 до 3000 рублей.

Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей.

В действующей редакции от 500 до 3000 рублей.

Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета

Умышленные порча или уничтожение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, а также небрежное хранение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, повлекшее их утрату, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей.

В действующей редакции от 500 до 3000 рублей.

Также статью 28.1. "Возбуждение дела об административном правонарушении" планируется дополнить "техническим" изменением следующего содержания: "Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 настоящего Кодекса, является факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу".

В соответствии с таблицами поправок, рассмотренных и принятых 20 июля 2023 года, планируемые к принятию суммы штрафов представляют собой следующие изменения:

1. Статья 19.25. Неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей.

Неисполнение установленных законодательством Российской Федерации военно-транспортных мобилизационных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 15000 до 25000 рублей (действующие размеры от 300 до 500 рублей); на должностных лиц - от 40000 до 50000 рублей (действующие размеры от 500 до 1000 рублей); на юридических лиц - от 350000 до 400000 рублей (действующие размеры от 10000 до 20000 рублей).

2. Дополнение главы 19 КоАП новой статьей 19.38 "Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации" в редакции:

1). Неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части, либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2). Неисполнение обязанности по организации или обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет

Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В действующей редакции от 1000 до 3000 рублей.

4. Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет изложена в новой редакции:

Неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В действующей редакции от 1000 до 3000 рублей.

5. Признается утратившей силу статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

6. Статья 21.4. "Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете" изложена в новой редакции:

Статья 21.4. Непредставление сведений, необходимых для ведения воинского учета

Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету изложена в новой редакции:

1). Неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2). Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденных регистрацией, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

3). Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или в орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

4). Несообщение в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или в орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

8. Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

В действующей редакции от 500 до 3000 рублей.

9. Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета

Умышленные порча или уничтожение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, а также небрежное хранение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, повлекшее их утрату, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В действующей редакции от 500 до 3000 рублей.

10. Статья 3 "Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года".

Бонус для тех, кто смог все прочитать

Очень часто по текстам законов встречается формулировка "уважительная причина". Что под ней подразумевается?

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" уважительными причинами неявки гражданина при условии документального подтверждения являются:

- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

В указанных случаях вы не будете служить в военкомате должны отнестись к вашей неявке с пониманием и штраф вам не будет грозить.

В зависимости от документального подтверждения невозможности явки в военкомат, призывной комиссией будет принято соответствующее решение. При болезни или увечьи, связанных с утратой трудоспособности, подтверждением является больничный лист или иной документ медицинской организации. Очень желательно, чтобы такая организация имела лицензию и все необходимые документы, а не являлась массажно-лечебным салоном при сауне. В случае смерти родственников - справка о смерти.

Обстоятельства непреодолимой силы и иные причины необходимо максимально задокументировать. Прорыв водопровода, роды котят, сломанный дверной замок и прочие обывательские фантазии вряд ли вызовут сочувствие у военкома. А в ситуациях с препятствованием вашей явки со стороны других государственных органов, например, арест на 15 суток, привлечение к следственным действиям по уголовному делу и т.п., вполне будут являться уважительными.

В какой срок нужно явиться в военкомат по истечении уважительной причины?

Как только ваша уважительная причина закончилась, вам нужно сразу же явиться в военкомат без дополнительного вызова.

На этом разбор новых старых штрафов завершен.

И напоминаю, что в большинстве случаев речь идет только о гражданах, подлежащих призыву на военную службу. В отношении граждан, пребывающих в запасе, и, тем более, отставниках пока речи не идет.

Но это пока не идет...

И в завершение поста, наше старое, доброе и вечное: подпишитесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное; поставьте лайк, напишите комментарий, поделитесь с друзьями.

Ваш фидбэк очень интересен. Это и обычная благодарность автору, и ваши новые ситуации, из которых можно усовершенствовать изложенный материал, и новые мысли для будущих публикаций.

Для желающих внести материальную благодарность, - под постом есть абсолютно безопасная форма от Яндекса для перечисления пожертвований на кофе для бессонных ночей. Всем спасибо и до новых «забойных» постов.

Почитать другие посты блога можно здесь

Публикуемый контент не всегда соответствует специфике сайта или может быть неуместным, поэтому рекомендуем подписаться на другие наши ресурсы

-7