Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Эмилия Прахова, женщина с сапфировыми глазами: безответная страсть Михаила Врубеля, ставшая его Мадонной

Эта история началась в мае 1884 года, когда в киевской квартире известного искусствоведа, профессора истории изящных искусств Императорской академии художеств Адриана Викторовича Прахова появился «стройный, худощавый молодой человек среднего роста с лицом не русского типа» – так описывал двадцатисемилетнего Михаила Врубеля его педагог, русский живописец, академик Павел Петрович Чистяков.

Именно он представил Прахову никому не известного, но безусловно талантливого молодого художника. Адриан Викторович изучал в России древние памятники искусства и собственноручно срисовал фрески Кирилловской церкви в Киеве. Потемневшие, едва различимые лики святых с укором смотрели со стен и безмолвно взывали о помощи. Прахов опасался, что комитет, располагавший денежными средствами, «скупо отпущенными по смете» на реставрационные работы внутреннего убранства храма, поручит написать образа «какому-нибудь местному художнику-богомазу», и обратился за помощью к старому другу профессору Чистякову – не порекомендует ли тот кого-нибудь из даровитых учеников, «кто согласился бы приехать в Киев и написать за 1200 рублей, со своими материалами, на цинковых досках четыре образа для одноярусного мраморного иконостаса в византийском стиле».

Иван Крамской. Портрет Адриана Викторовича Прахова, 1879
Иван Крамской. Портрет Адриана Викторовича Прахова, 1879

То, что Прахов называл «скупо отпущенными по смете денежными средствами», для Михаила Врубеля, едва сводившего концы с концами и вынужденного подрабатывать репетиторством, было огромными деньгами, и он без колебаний согласился.

В киевской квартире на Большой Житомирской хозяйничала супруга Прахова – урождённая Эмилия Мария Клементина Лестель. Выпускница консерватории по классу фортепиано, ученица самого Ференца Листа, объездившая с мужем множество стран и побывавшая в самых знаменитых музеях мира, эта экстравагантная француженка превратила семейное гнездо в художественный салон, который посещали люди искусства.

«Она была невероятно умна и остра на язык, образована и... эксцентрична. Однажды ей чем-то досадила гостья – жена скульптора Антокольского, так Эмилия Львовна взяла и вылила на неё ведро воды, представляете?» – рассказывала впоследствии внучка Эмилии Александра Николаевна Прахова.

Тридцатипятилетнюю мать троих детей вряд ли кто-либо мог назвать красивой – её своеобразное лицо не поражало совершенством черт, – однако, по воспоминаниям сына Николая, у матери «были чудесные глаза тёмно-василькового цвета и красиво очерченные губы».

Эмилия Львовна Прахова
Эмилия Львовна Прахова

Впечатлительный и увлекающийся, как все художники, Михаил Врубель незамедлительно влюбился без памяти в жену своего покровителя и превратил её в священную икону романтического культа. Поначалу это любовное помешательство забавляло супругов. Однако через год, по слухам, Врубель сделал предложение Эмилии Львовне, причём о своём намерении объявил даже не ей самой, а Адриану Викторовичу, совершенно обескураженному подобной выходкой.

К 1884 году относятся первые наброски головы Богоматери, в которой легко узнаваемы черты Эмилии Львовны: поистине бездонные трагические глаза – не глаза, очи! – и нежные губы, похожие на лепестки роз. Один из набросков, написанный акварелью и гуашью, выполнен на листе белой бумаги, наклеенном на толстый коричневый картон: сиреневые очертания головы женщины на фоне золотистой зари, подсвеченные малиновым контуром. Подклеив к основной акварели листы скрой рисовальной бумаги, Врубель начал рисовать тушью орнаментальные цветы, но так их и не закончил.

Михаил Врубель. Эскиз «Голова женщины». Итальянский карандаш, 1884
Михаил Врубель. Эскиз «Голова женщины». Итальянский карандаш, 1884

По свидетельству Николая Прахова, которому было тогда 11 лет, по дороге в Кирилловское Врубель часто заезжал к ним на дачу, брал альбом для рисования старшей дочери Праховых и писал акварелью кого-нибудь из членов семьи, чаще всего – Эмилию Львовну. Сам он совершенно не ценил эти работы и обычно не доводил их до конца, используя как черновики или делая наброски поверх ранее нарисованного, поэтому Праховы забирали рисунки и прятали.

Так появилась «Голова женщины», хранящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее. Этот рисунок Врубель создал по памяти и, увидев его у Праховых дома, захотел переписать масляными красками, открыл ящик и сделал один мазок. В это время Эмилия Львовна позвала всех завтракать. Михаил Александрович бросил работу и пошёл в столовую, а Николай с сестрой, решив, что так он только испортит рисунок, спрятали его за шкаф. Вернувшись, Врубель не нашёл набросок, но не поинтересовался, куда он исчез – просто закрыл ящик с красками и ушёл домой.

Михаил Врубель. «Голова женщины». Итальянский карандаш, 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. «Голова женщины». Итальянский карандаш, 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В это же самое время платоническая страсть художника искала выхода. Он страдал от неразделённого чувства и всеми силами пытался привлечь внимание Эмилии Львовны, хотя и безуспешно. Константин Коровин вспоминал, что как-то жарким летним днём пошёл купаться вместе с Врубелем на большой пруд. «Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?», – удивился он, увидев многочисленные отметины. «Да, это шрамы, – ответил Врубель. – Я резал себя ножом». «Поймёте ли вы, – продолжал он. – Значит, что я любил женщину, она меня не любила – даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

К тому времени Врубель перебрался на дачу к Праховым, и его романтическое безумие стало раздражать обоих супругов. Муж, по воспоминаниям современников, «определённо его боялся», а жена вслух возмущалась врубелевской «инфантильностью».

Поэтому Адриан Викторович посоветовал молодому художнику отправиться на зиму в Италию и там закончить работу над образами.

Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель

«Поезжайте сначала в Равенну, познакомьтесь там с древними мозаиками церквей: San Vitale, San Appolinare in classe, San Appolinare nuovo, a потом поселитесь в Венеции. Климат в ней мягкий, зимой иностранцев приезжает мало… Тут же, под боком, собор святого Марка с его чудесными мозаиками разных эпох, а в часе езды на гондоле, на острове Торчелло, в церкви Santa Maria Assunta – прекрасно сохранившиеся мозаики XII века», – сказал он.

Из Венеции Врубель писал Эмилии Львовне. Сохранились вырезки из этих писем – иллюстрации к произведениям искусства, увиденным в Венеции. На обороте одной из таких вырезок с рисунком памятника кондотьеру Коллеони рукой Врубеля написана фраза: «Лишь бы касаться до…»

Русский художник, педагог и мемуарист Николай Иванович Мурашко навещал Михаила Александровича в Венеции: художник в это время работал над всеми четырьмя образами для Кирилловской церкви, причём «Христос» и «Богоматерь» были «вполне выяснены», «Кирилл» едва начат, а «Афанасий» существовал только в виде наброска.

Михаил Врубель. Эскиз «Богоматерь с младенцем». Итальянский карандаш, 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. Эскиз «Богоматерь с младенцем». Итальянский карандаш, 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В облике Богоматери Мурашко без труда узнал «общую знакомую госпожу из России». По его собственным словам, сходство было «ярко выражено», и он «не мог этого не заметить». Врубель в ответ рассмеялся: «А вы узнали?» «Да, только вы дали ей другое выражение; в натуре это неудержимая крикуха, а у вас – кроткое, тихое выражение». «Разве она крикуха? – возразил на это Врубель. – Нет, это вы её не знаете. Видимо, у нас от одного и того же субъекта были различные впечатления».

Читайте также:👥

Икона Богоматери была закончена в 1885 году. Лик младенца Христа был списан Врубелем с младшей дочери Праховых Лёли. Выполненная по всем канонам православной иконографии, эта икона поражает своей выразительностью, глубиной и проникновенностью взгляда Божией Матери, скорбной складкой, притаившейся в уголках её рта.

-8
Михаил Врубель. «Богоматерь с младенцем», 1885. Кирилловская церковь, Киев
Михаил Врубель. «Богоматерь с младенцем», 1885. Кирилловская церковь, Киев

Эмилия Львовна Прахова пережила обессмертившего её лицо гениального творца на семнадцать лет. Перед кончиной завещала младшей дочери Ольге уничтожить все письма Врубеля, и её последняя воля была исполнена.

Старшая дочь Праховых Елена (Лёля) впоследствии стала музой другого знаменитого художника – Михаила Нестерова.

Но об этом речь пойдёт в следующей статье.

Вильгельм Котарбинский, «Портрет Эмилии Праховой», 1920-е. Собрание И. Понамарчука, Киев
Вильгельм Котарбинский, «Портрет Эмилии Праховой», 1920-е. Собрание И. Понамарчука, Киев

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

Илья Репин. Портрет Эмилии Львовны Праховой и художника Рафаила Сергеевича Левицкого, 1879
Илья Репин. Портрет Эмилии Львовны Праховой и художника Рафаила Сергеевича Левицкого, 1879
Валентин Серов. Портрет Эмилии Праховой, 1879
Валентин Серов. Портрет Эмилии Праховой, 1879