Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Драгоценные шедевры придворного ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера: божественное мастерство, астрономическая цена

Оглавление

Это имя я узнала благодаря непростительной ошибке: несколько лет назад, будучи в Дрездене и выбирая, какие из музеев посетить, предпочла Собрание фарфора и Физико-математический салон в Цвингере – сокровищнице «Зелёные своды» (Grünes Gewölbe) Дворца-резиденции саксонских курфюрстов.

Не знаю, какая нелёгкая понесла меня в салон, поскольку к физике, а особенно математике, я имею такое же отношение, как мадагаскарская руконожка к Софи Лорен.

Иоганн Мельхиор Динглингер. Орден Золотого Руна (рубиновый набор), 1722. 3 крупных рубина, 70 бриллиантов, золото, серебро, эмаль. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Мельхиор Динглингер. Орден Золотого Руна (рубиновый набор), 1722. 3 крупных рубина, 70 бриллиантов, золото, серебро, эмаль. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Позднее, открыв каталог экспонатов Grünes Gewölbe, я была буквально ослеплена сверканием драгоценностей и уничтожена осознанием собственной глупости. Листая глянцевые страницы альбома, замирала от восхищения, созерцая великолепные аграфы, шпаги с инкрустированными в эфесы рубинами и сапфирами, кубки, чаши, статуэтки. Под самыми прекрасными из творений значилось имя создателя: Иоганн Мельхиор Динглингер.

Иоганн Мельхиор Динглингер совместно с Балтазаром Пермозером. «Мавр с изумрудным штуфом», около 1724. Грушевое дерево с инкрустациями из золота и черепахового панциря. Изумруды, рубины, сапфиры, топазы, гранаты, альмандины. Высота 64 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден. Мода на Galanterien – статуэтки небольшого размера, украшенные драгоценными камнями – появилась в начале XVIII века
Иоганн Мельхиор Динглингер совместно с Балтазаром Пермозером. «Мавр с изумрудным штуфом», около 1724. Грушевое дерево с инкрустациями из золота и черепахового панциря. Изумруды, рубины, сапфиры, топазы, гранаты, альмандины. Высота 64 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден. Мода на Galanterien – статуэтки небольшого размера, украшенные драгоценными камнями – появилась в начале XVIII века

Внук, брат и отец ювелиров

Знаменитый золотых дел мастер, придворный ювелир курфюрста Саксонского, Короля польского и Великого князя литовского Августа II Сильного, Иоганн Мельхиор Динглингер родился в 1664 году в городке Биберах-ан-дер-Рис земли Баден-Вюртемберг.

Антуан Пэн. «Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера», около 1721. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Мастер изображён с чашей «Купальня Дианы» – вероятно, это была одна из его любимых работ
Антуан Пэн. «Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера», около 1721. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Мастер изображён с чашей «Купальня Дианы» – вероятно, это была одна из его любимых работ

Отец его был мастером скобяных изделий, а дед – ювелиром, и будущий златокузнец решил обучаться ювелирному делу в Ульме.

Технику оттачивал, будучи подмастерьем в Аугсбурге, Нюрнберге и Вене, а в 28 лет переехал в Дрезден. Через год стал членом гильдии ювелиров и открыл собственную мастерскую.

Иоганн Мельхиор Динглингер.. Охотничий  нож «Ловец оленей» (изумрудный набор). 9 изумрудов, 78 бриллиантов, золото, серебро, агат, позолоченное серебро, сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Мельхиор Динглингер.. Охотничий нож «Ловец оленей» (изумрудный набор). 9 изумрудов, 78 бриллиантов, золото, серебро, агат, позолоченное серебро, сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Вместе с Динглингером работали два его брата – эмальер Георг Фридрих и Георг Кристоф, специализировавшийся на огранке и резьбе по драгоценным камням – и четырнадцать помощников. Кроме того, ювелирам помогала сестра Софи, а впоследствии эстафету приняли сыновья Иоганна.

Иоганн Мельхиор Динглингер. Кубок «Медея», 1709. Сардоникс, золото, эмаль, бриллианты, высота 30 см, длина 24 см, ширина 14 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден. Орнаментальная чаша изображает волшебницу из Колхиды Медею. Согласно древнегреческому мифу, именно возлюбленная Ясона помогла ему добыть золотое руно
Иоганн Мельхиор Динглингер. Кубок «Медея», 1709. Сардоникс, золото, эмаль, бриллианты, высота 30 см, длина 24 см, ширина 14 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден. Орнаментальная чаша изображает волшебницу из Колхиды Медею. Согласно древнегреческому мифу, именно возлюбленная Ясона помогла ему добыть золотое руно

Кстати, таланты Иоганна Мельхиора Динглингера были весьма разносторонни: золотых дел мастер был женат пять раз и стал счастливым отцом двадцати трёх детей, из которых, увы, только одиннадцать перешагнули порог совершеннолетия.

В 1721 году он вступил в брак последний, пятый раз – с 25-летней Софи-Анной Гутерманн, дочерью ювелира Георга Фридриха Гутерманна. Светловолосая хрупкая Софи родила трёх мальчиков и двух девочек, но ни один из них не пережил младенческий возраст, а сама молодая мать умерла в родах через пять лет супружества: её постигла та же печальная участь, что и предыдущих жён.

Иоганн Мельхиор Динглингер. Аграф для шляпы, около 1722. Крупные сапфиры, 97 бриллиантов, золото, серебро, 12,3 х 5,6 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден. Саксонский курфюрст Август II Сильный предполагал заказать 24 комплекта подобных драгоценностей, тогда как король Франции Людовик XIV имел только три. Фактически были изготовлены 11 уникальных украшений. Для этого аграфа в 1701 году были приобретены сапфиры исключительной формы и чистоты
Иоганн Мельхиор Динглингер. Аграф для шляпы, около 1722. Крупные сапфиры, 97 бриллиантов, золото, серебро, 12,3 х 5,6 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден. Саксонский курфюрст Август II Сильный предполагал заказать 24 комплекта подобных драгоценностей, тогда как король Франции Людовик XIV имел только три. Фактически были изготовлены 11 уникальных украшений. Для этого аграфа в 1701 году были приобретены сапфиры исключительной формы и чистоты

Период совершенствования искусства Динглингера пришёлся на эпоху расцвета стиля барокко (итал. barocco, букв. – «вычурный»), для которого характерны преувеличенная роскошь, пышность, цветистость, обилие деталей. Барокко можно назвать материальным воплощением торжествующей чувственности.

-8

Работы гениального Goldschmied отличались изысканностью, тонкой проработкой мельчайших деталей и умелым сочетанием различных материалов: золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга, эмали, кораллов, перламутра, чёрного дерева и слоновой кости.

Иоганн Мельхиор Динглингер. Чаша «Бой Геркулеса со львом», между 1708–1731. Центром композиции является битва Геркулеса (Геракла) с Немейским львом. Герой античной мифологии прославился своей неукротимой силой, и в данном случае напрямую указывал на саксонского курфюрста Августа II, получившего прозвище «Сильный». Центральные фигуры сражаются перед зеркалом, на обратной стороне которого расположен портрет саксонского князя
Иоганн Мельхиор Динглингер. Чаша «Бой Геркулеса со львом», между 1708–1731. Центром композиции является битва Геркулеса (Геракла) с Немейским львом. Герой античной мифологии прославился своей неукротимой силой, и в данном случае напрямую указывал на саксонского курфюрста Августа II, получившего прозвище «Сильный». Центральные фигуры сражаются перед зеркалом, на обратной стороне которого расположен портрет саксонского князя

Слава о филигранном мастерстве ювелира вышла далеко за пределы Саксонии, и творения Динглингера, которые справедливо будет назвать произведениями искусства, пользовались большим спросом у представителей европейских королевских дворов.

Иоганн Мельхиор Динглингер. «Святой Георгий, сражающийся с драконом». Самая ранняя сохранившаяся работа мастера, в отношении которой его авторство не подлежит сомнению. Драгоценность была создана по заказу Иоганна Георга IV, cаксонского курфюрста из династии Веттинов, по случаю его посвящения в рыцари Благороднейшего ордена Подвязки – высшего рыцарского ордена Великобритании. Святой Георгий изображён на коне, в его руке – меч, повергающий дракона. Виртуозное мастерство Динглингера проявилось в множестве деталей, искусно собранных в одном украшении. Бриллианты чистейшей воды сверкают на тунике воина и сбруе коня, а тело дракона состоит из изумрудов огранки «кабошон»
Иоганн Мельхиор Динглингер. «Святой Георгий, сражающийся с драконом». Самая ранняя сохранившаяся работа мастера, в отношении которой его авторство не подлежит сомнению. Драгоценность была создана по заказу Иоганна Георга IV, cаксонского курфюрста из династии Веттинов, по случаю его посвящения в рыцари Благороднейшего ордена Подвязки – высшего рыцарского ордена Великобритании. Святой Георгий изображён на коне, в его руке – меч, повергающий дракона. Виртуозное мастерство Динглингера проявилось в множестве деталей, искусно собранных в одном украшении. Бриллианты чистейшей воды сверкают на тунике воина и сбруе коня, а тело дракона состоит из изумрудов огранки «кабошон»

В 1698 году в возрасте 34 лет Динглингер был удостоен звания придворного ювелира саксонского курфюрста Августа II Сильного. Великий князь слыл тонким ценителем и знатоком изящных искусств, любителем дорогих украшений и изысканных безделушек, а его двор утопал в роскоши.

Иоганн Мельхиор Динглингер. «Купальня Дианы», 1705. Чаша из халцедона в золотой оправе высотой 38 см, эмаль, бриллианты, жемчуг, орнамент на серебре, скульптурные изображения животных. Фигуры из слоновой кости выполнены  Балтазаром Пермозером. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Мельхиор Динглингер. «Купальня Дианы», 1705. Чаша из халцедона в золотой оправе высотой 38 см, эмаль, бриллианты, жемчуг, орнамент на серебре, скульптурные изображения животных. Фигуры из слоновой кости выполнены Балтазаром Пермозером. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
На создание чаши мастера вдохновила легенда о римской богине охоты, женственности и плодородия Диане. Прекрасный юноша Актеон случайно увидел купающуюся Диану. Богиня, разгневанная, что смертный видел её нагой, превратила Актеона в оленя, и его растерзали собственные собаки
На создание чаши мастера вдохновила легенда о римской богине охоты, женственности и плодородия Диане. Прекрасный юноша Актеон случайно увидел купающуюся Диану. Богиня, разгневанная, что смертный видел её нагой, превратила Актеона в оленя, и его растерзали собственные собаки
Основанием для чаши служит голова оленя, украшенная эмалью. Надпись на поставце гласит: «DISCRETION SERT EFFRONTERIE PERD» – «Скромность охраняет, бесстыдство убивает»
Основанием для чаши служит голова оленя, украшенная эмалью. Надпись на поставце гласит: «DISCRETION SERT EFFRONTERIE PERD» – «Скромность охраняет, бесстыдство убивает»

После избрания курфюрста в 1694 году королём Польши постоянная резиденция переместилась в Варшаву. Монарх намеревался ослепить весь мир блеском барочного великолепия, а кто лучше Иоганна Мельхиора Динглингера с его виртуозной техникой и цветистой фантазией мог способствовать прославлению новой короны!

Иоганн Мельхиор Динглингер. Аграф для шляпы, около 1719. Изумруды, бриллианты, 11,2 x 5,6 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Мельхиор Динглингер. Аграф для шляпы, около 1719. Изумруды, бриллианты, 11,2 x 5,6 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Самые знаменитые творения. Кофейный сервиз из золота, 1697-1701

В 1697 году Август II Сильный поручил ювелиру изготовить для саксонского двора золотой кофейный сервиз, который соответствовал бы королевскому статусу. На изготовление шедевра, состоящего из 45 предметов, ушло 5600 бриллиантов и 4 года кропотливого труда.

-15

Для создания сервиза, помимо россыпи алмазов, были использованы золото, серебро, слоновая кость, эмаль, драгоценные камни, а его стоимость – 50000 талеров – была эквивалентна стоимости дворца.

В собранном виде сервиз представляет собой четырёхъярусную пирамиду длиной 76 и высотой 96 сантиметров. Чашки, блюдца, кофейник и иные предметы украшены затейливой росписью и портретами на эмали
В собранном виде сервиз представляет собой четырёхъярусную пирамиду длиной 76 и высотой 96 сантиметров. Чашки, блюдца, кофейник и иные предметы украшены затейливой росписью и портретами на эмали

Четыре года спустя, в 1701 году, готовый сервиз был тщательно упакован в ящики и вместе со своим создателем проделал долгий утомительный путь из Дрездена в Варшаву, поскольку Август II приказал явить результат многолетнего кропотливого труда «прежде всего ему, где бы он ни находился».

Композицию украшали вырезанные из слоновой кости фигуры четырёх стихий в виде римских богов: морского бога Нептуна, богини плодородия Цереры, бога ветра Меркурия и богини огня Минервы. С необыкновенным мастерством и филигранной точностью вырезаны лица, волосы, складки одежд, фигурки животных
Композицию украшали вырезанные из слоновой кости фигуры четырёх стихий в виде римских богов: морского бога Нептуна, богини плодородия Цереры, бога ветра Меркурия и богини огня Минервы. С необыкновенным мастерством и филигранной точностью вырезаны лица, волосы, складки одежд, фигурки животных

Его королевское величество был в полном восторге и рассыпался в похвалах, однако, когда пришло время оплатить работу ювелира, заметно приуныл: казна была пуста! Лишь в мае 1702 года удалось достигнуть соглашения, по которому Динглингеру полагались причитающиеся ему выплаты взносами по 10000 талеров, однако фактически полный расчёт занял 15 лет.

По имеющимся данным, драгоценный сервиз ни разу не использовался по назначению
По имеющимся данным, драгоценный сервиз ни разу не использовался по назначению

Многофигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауренг-Зеба» (Hofstaat zu Delhi am Geburtstag des Großmoguls Aureng-Zeb), 1701-1708

-19

В те времена вся Европа была зачарована рассказами о необыкновенной пышности двора Великих Моголов и несметных богатствах Индии. Не остался в стороне и саксонский курфюрст, так Иоганн Мельхиор Динглингер получил новый, невероятно сложный и масштабный заказ.

-20
-21

На его исполнение ушло семь лет, к работе были привлечены оба брата ювелира и 14 подмастерьев. Иоганн никогда не был в Индии, поэтому в работе руководствовался исключительно литературными источниками.

Наконец, изумлённому взору Августа Сильного и придворной знати был представлен поистине сказочный ансамбль невероятной красоты и размаха, ослепляющий своим блеском.

Иоганн Мельхиор Динглингер. «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауренг-Зеба». Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Мельхиор Динглингер. «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауренг-Зеба». Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

На создание шедевра ювелирного искусства 58 см х 142 см х 114 см потребовалось 5223 бриллиантов, 189 рубинов, 175 изумрудов, 53 жемчужины и один сапфир.

Композиция включает в себя три зала: серебряный, золотой и тронный зал Ауренг-Зеба
Композиция включает в себя три зала: серебряный, золотой и тронный зал Ауренг-Зеба
-24

Драгоценная диорама состоит из 137 миниатюрных фигурок людей и животных, украшенных позолотой и эмалями.

-25
-26

Человеческие фигурки воссозданы в разных позах, каждая из них имеет уникальное выражение лица, а рисунок одежд почти не повторяется. Миниатюры не закреплены, их положение может изменяться.

-27
-28

Ни до, ни после ни один золотых дел мастер не создавал ничего подобного. Полёт фантазии гениального Динглингера обошёлся казне в 58485 рейхсталеров, что равнялось годовому доходу тысячи чиновников.

В распоряжении, отданном королем Августом камер-советнику Штайхойзеру 18 августа 1715 года, говорится: «Мы получили от нашего придворного ювелира Динглингера 28 марта 1709 г. трон Великого Могола, изготовленный из золота, бриллиантов и других драгоценностей, стоимостью 60 тыс. талеров; кроме того, 7 января 1710 г. различные драгоценности стоимостью 10 404 талера; 9 августа 1710 г. тринадцать орденских крестов и шесть табакерок вместе с прочими драгоценностями за 8840 талеров; после этого 10 мая 1711 г. Ессе Homo вместе с различными драгоценностями за 3502 талера и, наконец, 6 февраля 1714 г. картины и драгоценности стоимостью 8216 талеров. Всё вместе составляет сумму 90 962 талера». Из причитающейся суммы золотых дел мастеру было выдано из казны 60 608 талеров. Остальные деньги вместе с процентами Динглингер получал частями вплоть до 1718 года
В распоряжении, отданном королем Августом камер-советнику Штайхойзеру 18 августа 1715 года, говорится: «Мы получили от нашего придворного ювелира Динглингера 28 марта 1709 г. трон Великого Могола, изготовленный из золота, бриллиантов и других драгоценностей, стоимостью 60 тыс. талеров; кроме того, 7 января 1710 г. различные драгоценности стоимостью 10 404 талера; 9 августа 1710 г. тринадцать орденских крестов и шесть табакерок вместе с прочими драгоценностями за 8840 талеров; после этого 10 мая 1711 г. Ессе Homo вместе с различными драгоценностями за 3502 талера и, наконец, 6 февраля 1714 г. картины и драгоценности стоимостью 8216 талеров. Всё вместе составляет сумму 90 962 талера». Из причитающейся суммы золотых дел мастеру было выдано из казны 60 608 талеров. Остальные деньги вместе с процентами Динглингер получал частями вплоть до 1718 года

Пётр Великий, путешествуя по Европе в 1711-1712 годах, несколько дней гостил в Дрездене, и, пренебрегая правилами этикета, остановился не во дворце курфюрста, а в доме Динглингера.

Иоганн Мельхиор Динглингер. Церемониальный кубок короля Августа, ок. 1697 г. Агат, серебро, золочение, эмали, драгоценные камни.  Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США
Иоганн Мельхиор Динглингер. Церемониальный кубок короля Августа, ок. 1697 г. Агат, серебро, золочение, эмали, драгоценные камни. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США

Государь три дня изучал экспонаты кунсткамеры, и, находясь под впечатлением от высокого мастерства знаменитого творца, загорелся идеей пригласить его в Россию, но этому намерению не суждено было осуществиться.

-31

Несмотря на определённые сложности с получением вознаграждения за свою работу от саксонского курфюрста, Иоганн Мельхиор Динглингер занимал высокое общественное положение и стал обладателем солидного состояния. В Дрездене на улице Фрауэнгассе, 9 находился дом с фонтаном Dinglingerbrunnen – настоящим памятником барокко.

Dinglingbrunnen am Gewandhaus Dresden
Dinglingbrunnen am Gewandhaus Dresden

К сожалению, во время обстрела 1945 года здание было разрушено и восстановлено только в 2018 году, а от Дилингбруннена остались лишь некоторые фрагменты, погребённые под кучей щебня.

Читайте также:🎁

Скульптор Вернер Хемпель отреставрировал его, дополнил головой фавна, увенчанной золотым шаром, выполненными ювелиром Уолтером Флеммингом, и пристроил к северной части западного фасада Нового Гевандхауса, где ныне расположен «Radisson Blu Gewandhaus Hotel».

К владениям Динглингера относился также загородный дом с виноградником в Лошвице, который существует поныне и является туристической достопримечательностью
К владениям Динглингера относился также загородный дом с виноградником в Лошвице, который существует поныне и является туристической достопримечательностью

Иоганн Мельхиор Динглингер, которого за непревзойдённое мастерство называли «немецким Бенвенуто Челлини», скончался 6 марта 1731 года. Мастерскую возглавил его сын, Иоганн Фридрих Динглингер (1702-1767), который в 1733 году был назначен придворным ювелиром курфюрста Августа III.

Предметы из изумрудного гарнитура: охотничий нож (работы Иоганна Мельхиора Динглингера, первое десятилетие XVIII в.), польский орден Белого орла, украшение для шляпы, пряжка, шпага (работы Иоганна Фридриха Динглингера 1737 г.), запонка. Дрезден, первая треть XVIII в
Предметы из изумрудного гарнитура: охотничий нож (работы Иоганна Мельхиора Динглингера, первое десятилетие XVIII в.), польский орден Белого орла, украшение для шляпы, пряжка, шпага (работы Иоганна Фридриха Динглингера 1737 г.), запонка. Дрезден, первая треть XVIII в
Иоганн Фридрих Динглингер. Придворная шпага с ножнами (изумрудный набор), 1737. 90 изумрудов, 220 бриллиантов, золото, серебро, позолота, сталь. Ножны – кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Фридрих Динглингер. Придворная шпага с ножнами (изумрудный набор), 1737. 90 изумрудов, 220 бриллиантов, золото, серебро, позолота, сталь. Ножны – кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Фридрих Динглингер. Звезда Ордена Белого Орла. 16 изумрудов, 29 бриллиантов, золото, серебро, эмаль. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Фридрих Динглингер. Звезда Ордена Белого Орла. 16 изумрудов, 29 бриллиантов, золото, серебро, эмаль. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

Наследник был не меньшим ценителем изысканных драгоценностей, чем Август II, но расплачивался за роскошно украшенные бриллиантами, изумрудами, рубинами и сапфирами аграфы для шляп, шпаги, ордена и другие безделушки ещё более туго, чем его отец.

Придворная шпага с ножнами (сапфировый комплект). 65 сапфиров, более 300 алмазных роз, золото, серебро, эмаль. Ножны: сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Придворная шпага с ножнами (сапфировый комплект). 65 сапфиров, более 300 алмазных роз, золото, серебро, эмаль. Ножны: сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Придворная шпага с ножнами (рубиновый комплект). 112 рубинов, 401 бриллиант, золото, серебро, частично позолота, сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Придворная шпага с ножнами (рубиновый комплект). 112 рубинов, 401 бриллиант, золото, серебро, частично позолота, сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

В результате новый придворный ювелир впал в такую бедность, что саксонский премьер-министр граф Брюль вынужден был лично урегулировать вопрос с долгами казны за работу Иоганна Фридриха.

Иоганн Мельхиор Динглингер. Маленькие пряжки от перевязи (сапфировый комплект), 1710
Иоганн Мельхиор Динглингер. Маленькие пряжки от перевязи (сапфировый комплект), 1710

Много воды утекло с тех пор.

А у нас теперь есть возможность любоваться в залах сокровищницы Grünes Gewölbe не имеющими себе равных восхитительными творениями человеческих рук – рук не менее золотых и более драгоценных, чем созданные ими дивные украшения.

-40

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Подвеска с эмалевым портретом курфюрста Фридриха Августа II. 
Эмаль, золото,  бриллианты. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Подвеска с эмалевым портретом курфюрста Фридриха Августа II. Эмаль, золото, бриллианты. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Мельхиор Динглингер, Георг Фридрих Динглингер, эмальер Бенджамин Томаэ. Чаша с мавританкой, 1709. Рог носорога, эмаль, бриллианты.  Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
Иоганн Мельхиор Динглингер, Георг Фридрих Динглингер, эмальер Бенджамин Томаэ. Чаша с мавританкой, 1709. Рог носорога, эмаль, бриллианты. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден
-43