Выход России из странной околополитической черноморской зерновой инициативы вызвал панику Киева. С 17 июля экспорт украинского зерна стал исключительной заботой бюджета Украины. Чего теперь ожидают трейдеры и какой будет конфигурация всей этой хлебной истории?
По данным украинских Минсельхоза и таможни, оборот зерна через черноморские порты в рамках действия сделки с августа 2022 по июнь 2023 года составил $5,5 млрд. Если зерно не будет вывозится по коридорам из черноморских портов, потери составят $500 млн в месяц. И это оптимистичный прогноз с учетом слабо развитой инфраструктуры, рассчитанной на экспорт, а не на хранение. Украина перевозила морем до 85% аграрной продукции, и теперь ее логистика и хранение – огромная боль для Киева.
Оценка МВФ по итогам первого пересмотра программы расширенного финансирования (EFF) для Украины с учетом запрета на импорт зерна в соседние страны ЕС пессимистична для режима Владимира Зеленского.
«Если запреты на импорт будут продлены, а зерновой коридор будет нарушен, совокупный эффект с соответствующими логистическими проблемами может привести к тому, что потери превысят $800 млн в месяц», - сообщает МВФ.
Зерновой коридор по морю нарушен и запреты продлены. Эта фраза подтверждает, что соседи украинцев – эгоцентристы, думающие только об интересах своих государств. С мая этого года пограничные с Украиной страны не покупают зерно и другую сельхозпродукцию с Незалежной. В ответ на протесты фермеров Молдавии, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Словакии Европейская комиссия ввела до 15 сентября полный запрет на ввоз в эти страны пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника украинского происхождения. Президент Польши Анджей Дуда, которого в Киеве называли близким другом, заявил, что поляки не будут закупать зерно и нового урожая. А польский премьер Моравецкий добавил: если ЕК не продлит запрет, Варшава сделает это в обход желания Брюсселя сама.
Представитель американского Совета национальной безопасности Джон Кирби указал, что теперь у Украины «остался единственный путь – сухопутная логистика». Решение США звучит так, что после этого украинская кукуруза и пшеница осыплются с колосьев или сгниют на полях. На Украине нет элеваторной инфраструктуры для хранения всего зерна нового урожая, а вывезти слишком дорого. Зерно категории А для продовольствия они еще могут продать, но фуражное зерно будет сожжено.
Хлеборобы и переработчики «страны 404» еще пытаются бодриться, спекулируя возможностями мифического возобновления прежней морской логистики, заявляя о создании «страхового фонда» для морских перевозчиков. Но вряд ли кто-то рискнет отправлять суда в Одессу и другие порты, где Киев абсолютно не способен гарантировать безопасность. Турецкие мукомолы, ставшие на время сделки лидерами по производству и экспорту муки в еврозону, очень бы хотели получить дешевую продукцию нового урожая – но нет. В отрасли начинают требовать дотаций от государства, угрожая банкротством. Максимум, на который Европа может пойти – это сохранение железнодорожных «коридоров солидарности», по которым около 15% украинского зерна без налогов и пошлин вывозилось в Европу по железным дорогам.
Министр сельского хозяйства Украины Владимир Боля утешает крестьян сказками о новом судоходном коридоре – румынском фидерном, где зерно будет доставляться на Прут и Днестр, где предстоит построить стивидорные мощности.
«Создание причалов для насыпных грузов снизит транспортные расходы фермеров с 75 евро до порта Констанца до 14 евро за тонну», - утверждает Боля. Но когда это будет и что будет с урожаем этого года? Украинское зерно нового урожая в любой модели логистике стало неконкурентоспособным даже с учетом нулевых налогов и пошлин.
Выход из сделки выгоден России, прогноз по урожаю у нас рекордный. Только по пшенице ожидается 100 млн тонн – почти на 300% больше радужных прогнозов урожайности по Украине. И ведь все время сделки на биржах пшеница торговалась в среднем по $270 за тонну, а цена на российскую была $230. От инициативы, которую трудно назвать сделкой, бюджет РФ потерял в виде недополученной прибыли порядка $1 млрд. С выведением Украины из всей этой черноморской истории, искажавшей конкуренцию, подобные вызовы отпадают сами по себе.
Из 33 млн тонн зерна и 12 млн тонн других агропродовольственных товаров голодающие страны получили всего 2,5% от общего объема экспорта. Напомним, как часто и эмоционально в Вашингтоне и Брюсселе рассказывали, что украинскими хлебами накормят жителей беднейших регионов, умирающих от голода. На самом деле это далеко не библейская история: в голодающие страны попало всего 725 тысяч тонн продовольствия, указано в сообщении Совета Европы. Остальное продали по разным киевским схемам и "дюже гарно зробили грошив".
Трейдеры и биржи отреагировали на отказ России от дальнейшего участия в мутных схемах ростом сентябрьских фьючерсов. Очень вялым. Пшеница на Чикагской товарной бирже 17 июля подорожала на 3,37% до $6,84 за бушель. Минимальный контракт 5000 бушелей (136,08 тонн) подорожал всего на $1150. Незначительность роста цены показывает истинную стоимость продукции, ставшей «украинским золотом» для президентского офиса на Банковой. В целом мир не заметил, что порт Одессы перестали принимать турецкие зерновозы.