Признаюсь, я много раз сталкивался с утверждением, будто служащих тех подразделений, которые боролись с партизанами, следует считать карателями.
И, наверное, раз подобная точка зрения всё-таки существует, с этим вопросом следует разобраться подробнее.
Разумеется, стихийные партизанские отряды – как и подпольные группы – появлялись. Только вот история их была весьма печальной. Ну, сколько могут продержаться необученные – пусть и убеждённые – люди, не имеющие ни оружия, ни связи, ни медикаментов в военно-полевых условиях?
Правильно. Недолго. Одно прочёсывание леса, одна облава – и всё.
Так против кого же проводились войсковые операции? Кто пускал под откос поезда и нападал на служащих Вермахта и русских людей, служивших III Рейху? Ведь, что ни говорите, добровольцев среди бывших граждан Российской Империи и СССР, готовых при первой же возможности взяться за оружие и бороться против коммунистов, было совсем немало.
Стоит признать – результативно, нанося в течение долгого времени существенный урон противнику, могли продержаться только те отряды, которые имели связь с центром, профессиональное руководство, хорошее оружие.
И тут лучше смотреть на конкретных примерах.
Возьмём Сабурова Александра Николаевича.
В 1943-м году ему будет присвоено звание генерал-майора, что показательно. В том смысле, что наглядно подтверждает – в разгар партизанской войны Сабуров официально числился на военной службе.
В 1933-м году – в 25 лет – стал председателем колхоза. В 36-м решил переквалифицироваться и начал карьеру политработника РККА и сотрудника НКВД. К началу войны с Германией успел послужить руководителем управлении киевской пожарной охраны, а после этого - заместителем начальника киевских курсов управления исправительно-трудовых лагерей и колоний.
С началом войны - комиссар 4-го батальона особого назначения войск НКВД.
При отступлении из Киева батальон был разбит, и Сабуров остался в немецком тылу.
Возглавил партизанский отряд из таких же попавших в окружение бойцов и командиров к осени 1941-го. К марту 1942-го командовал объединением уже из 6-ти отрядов, которые действовали по Украине, Южной Белоруссии и Орловской и Брянской областям.
Сообщение НКВД СССР № 6/Б в ГКО
и Генеральный штаб Красной Армии
о боевой деятельности партизанских отрядов
под командованием А.Н.Сабурова
в районе Трубчевск—Суземка
Орловской области.
В районе Трубчевск—Суземка Орловской области действуют партизанские отряды под руководством комиссара одного из истребительных батальонов г. Киева т. Сабурова, взявшего под свое командование два местных и два харьковских партизанских отряда обшей численностью 151 человек. Партизанские отряды т. Сабурова провели ряд операций в тылу противника: 27 декабря т. Сабуров сообщил, что на участке железной дороги Зерново— х. Михайловский ежедневно идут поезда с военным грузом и награбленным имуществом и ценностями.
Партизанскими отрядами проведены операции, в результате которых движение поездов на указанном участке железной дороги прекращено.
…Тов. Сабурову были даны указания дезорганизовывать и задерживать отход германских войск по указанным направлениям, сбрасывать их с дорог, уничтожать транспорт и истреблять живую силу.
…Всего с декабря 1941 г. по апрель 1942 г. орловские партизаны, или, как их часто называют, партизаны Брянских лесов, уничтожили несколько тысяч вражеских солдат и офицеров, 50 самолетов, пустили пол откос 19 поездов, взорвали 490 автомашин с солдатами и военными грузами, 36 танков, 110 мостов.
Размах партизанской войны впечатляет. Не так ли? Никто не спорит – отряды укомплектовывались и на месте за счёт местных жителей. Какими способами - разговор сегодня не об этом. Но важно понимать, что и руководство, и снабжение шли с советской стороны, то есть, по сути, для Германии это была действительно ещё одна линия фронта – антипаратизанский фронт в тылу.
Кстати, на счёт снабжения.
Об этом в своём дневнике оговаривается Михаил Иванович Наумов, руководитель ещё одного партизанского соединения. Запись датирована 2 января 1944 года.
Полковник Богун и капитан Карасёв сообщили мне, что севернее
Рокитно в болотах сидит генерал Бегма с 3,5-тысячным войском, имеет 7 штук присланных Москвой крупных 76 мм пушек, 500 автоматов и жалуется только на то, что не умеет использовать эту армию и технику.
Сев. Овруча сидел генерал Сабуров, вооружённый до зубов.
Об этом и говорить нечего. Он всегда был снабжаем Москвой вплоть до папирос высшего сорта. Этот "талантливый" полкосидец "инкубатор партизанского движения", как говорит Бегма, никогда ни в чём не нуждается, в том числе и в наградах. Он и до сих пор там где-то.[i]
Из этого текста видно, что, во-первых, снабжение было действительно очень достойное. Во-вторых, интриги – похлеще, чем в Ставке Главнокомандующего в Москве. Все мы люди, как говорится. Но факт остаётся фактом – в немецком тылу имелись хорошо укомплектованные и экипированные подразделения.
Именно против них и проводились войсковые операции.
11 мая 1943 года как раз в Орловской области командование 2-ой Танковой Армии – той самой, руководство которой в 1941-м санкционировало русскую автономию в городе Локоть – издаёт приказ об эвакуации гражданских лиц. В нём, в частности, сказано следующее:
1. Население деревень и населенных пунктов на подлежащей очищению вражеской территории должно быть полностью эвакуировано. Территория, которая рассматривается как вражеская и вследствие этого подлежит эвакуации, устанавливается по согласованию с представителем штаба Рюбзам капитаном Кенеке и… инженером Каминским. Определение вражеской территории должно ограничиваться лесным районом…[ii]
Как-то не очень похоже на карательные акции, если честно.
Безусловно – мирное население тоже страдало. Не без этого. Во время ведения боевых действий по-другому, к сожалению, не бывает.
Но на данный момент я всего лишь пытаюсь уточнить одно – это тоже была настоящая война. Ничуть не менее опасная, отнимавшая жизни, требовавшая мужества и отчаянной храбрости. И сражались на ней не те, кому не доверяли поучаствовать в сражениях на передовой – а те, кому по распоряжению командования пришлось держать оборону в тылу. Это касается и той, и другой стороны. И когда мне говорят, что формирования Вермахта из восточных добровольцев не всегда отправляли прямиком под советские танки, то хочется спросить – а почему не отправляли на передовую того же Сабурова или Ковпака? Не потому ли, что у них были свои задания и своя война? И ведь кому-то приходилось противостоять этим подразделениям. Наверное, именно тем, кто больше подходил по своим навыкам, по тактике ведения боя, по менталитету, в конце концов.
А бои были реально впечатляющими.
Полоцко-Лепельская партизанская зона.
К слову, всего к 1943-му году в Белоруссии действовало 512 отрядов общей сложностью более 56 тысяч человек. Соответственно они контролировали определённую территорию, которая, находясь в тылу Вермахта, не подчинялась законам Германии и оказывалась по факту в радиусе действия советской власти. В данной зоне даже восстанавливались советские органы управления.
Так вот, чтобы навести порядок в Полоцко-Лепельской зоне, гауляйтер Курт фон Готтберг разработал две совместные войсковые операции – «Моросящий дождь» и «Весенний праздник». Совместные – потому что там участвовали не только германские войска. Казачий Стан, РОНА, Белорусская Краевая Оборона. Против них были более 17 000 партизан, на вооружении у которых имелось 21 артиллерийское орудие, 143 миномёта, 723 пулемёта…
И вот здесь хотелось бы ещё раз спросить – это точно крестьяне-повстанцы?
А если не совсем, то давайте всё-таки признаем, что антипартизанский фронт – совсем не то же самое, что борьба с мирным населением. И что в большинстве партизанских отрядов, пусть рядовые бойцы и набирались, в частности, среди местных жителей, командный состав был по большей части из числа профессиональных военных, которые согласовывали свои действия с советским руководством.
Отношения партизан с мирным населением – вообще отдельный вопрос. И отдельный разговор. Стоит лишь отметить, что всё было очень непросто.
[i] Из дневника командира соединения Украинских кавалерийских партизанских отрядов М. Наумова. Записи до 2 января 1944 г. // ЦДАГО Украіни. Ф. 66. Оп. 1. Спр. 42. Арк. 79-82. Оригинал. Рукопись.
[ii] Д.А.Жуков. «29-я гренадерская дивизия СС «Каминский»»