Найти тему
George Rooke

Британский ответ американским фрегатам

Британский ответ супер-фрегатам

Но - улыбка судьбы – лучше всех концепцию «идеального фрегата» удалось реализовать не кому-нибудь, а англичанам, которым подобный тип кораблей был совершенно не нужен. После захвата французского супер-фрегата «Помон» Адмиралтейство выдало заказ верфи «Джон Рендал и Ко» в Ротерхите (юго-восток Лондона) на постройку скоростного 40-пушечного 24-фунтового фрегата «Эндемион» по подобию захваченного француза. Для постройки использовался прусский дуб и русская сосна. 29 марта 1797 года корабль был спущен на воду (то есть раньше, чем первый хамфрисовский фрегат). Фрегат имел водоизмещение 1280 тонн, длину по гон-деку 159 футов, ширину по мидель-шпангоуту 42 фута 7 дюймов, осадку – 15 футов 8 дюймов. Для сравнения – размерения хамфрисовского фрегата «Юнайтед Стейтс» были следующими: длина 175 футов, ширина 43 фута 6 дюймов, осадка 23 фута 6 дюймов. Таким образом британский визави был примерно на 8 метров короче, на полметра уже в сечении, и имел небольшую осадку. Грот-мачта «Эндемиона» имела высоту в 51 метр с четырьмя ярусами парусов (британцы не стали долго думать, и поставили на новый супер-фрегат мачты стандартного 74-пушечника). Для облегчения конструкции и исключения нагрузки на нос и корму киля от погонных и ретирадных орудий решили отказаться. В результате получился самый быстрый рейдер мира (most absolute sailer in the world) (14,4 узла в галфинд и 11 узлов в бакштаг при свежем бризе), вооруженный двадцатью шестью 24-фунтовыми пушками на гон-деке, четырнадцатью 32-фунтовыми карронадами на верхней палубе и двумя 9-фунтовками на форкастле. «Эндемион» оказался страшным противником для французских каперов, а в войне 1812-1815 годов оказался "убийцей" одного из хамфрисовских фрегатов. Почему же корабль с менее длинными мачтами оказался быстроходнее американских чудо-фрегатов? Просто Рендал пошел по другому пути – он снизил осадку корабля, сдвинул грот- и бизань-мачты назад, получив небольшой крен на корму, и уменьшил длину корпуса, а так же заострил его и сделал более узким. Стоимость постройки данного корабля не превысила 28 тысяч фунтов стерлингов, включая сюда парусное вооружение и пушки. Уже 12 июня новый «убийца рейдеров» вошел в строй, почти на полгода опередив своих американских собратьев. Так что идеи Хамфриса не были мыслями гения в пустыне – другие кораблестроители приходили к подобным выводам совершенно отдельно от американца, и использовали свои технологии, которые были подчас гораздо остроумнее, интереснее и экономичнее.