«Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно – да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья».…
Родился Мартирос Сарьян 16 февраля 1880 года в армянской семье в Нахичевани-на-Дону (ныне в черте Ростова-на-Дону).
Рисовать Сарьян начал не слишком рано, по собственным его воспоминаниям, он заинтересовался иллюстрациями в 15-летнем возрасте, когда работал в конторе по распространению журналов и газет. Но уже в 17 Мартирос поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему очень повезло с учителями: в их числе оказались Валентин Серов, Константин Коровин и другие выдающиеся художники. Время летних каникул Сарьян посвящал путешествиям по Кавказу и Закавказью, тогда он и познакомился с видами родной Армении. Которая, как будет он вспоминать позднее, сыграла главную роль, на пути его становления в качестве художника:
«Самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа. Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот».
Закончив образование, Сарьян решил, что не будет всю жизнь повторять чужие техники, которыми овладел, а найдет собственную.
«Я стал искать более прочные, простые формы и краски для передачи живописного существа действительности»- говорил художник.
Большое впечатление на Сарьяна произвели французские импрессионисты, с творчеством которых он познакомился в 1906-1909 годах. Набравшись новых впечатлений, Мартирос создает картины «К источнику», «Гиены», «В роще на Самбеке», а также свой первый автопортрет, выполненный на фоне гор. Таким образом, собственный стиль Сарьяна формировался в основном под влиянием русских символистов и французских импрессионистов.
«Я – монументалист. Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа! Монументальность, обобщенность – в крови моего искусства. Будучи в Париже, искренне увлекаясь импрессионистами, я это понял – несколько по контрасту – с особой силой. Мои художественные убеждения как бы воспротивились моим собственным попыткам писать более детально и – если можно так выразиться – «рассыпчато». Тяга к обобщенности сохранилась и победила», — так описывал живописец свой стиль, свое художественное мышление. Отдельной темой его творчества остаются цветы — цветы работы Сарьяна не спутать ни с какими другими.
Мартирос Сарьян был человеком, который тонко чувствовал жизнь. На его жизненном пути встречалось множество проблем, великий армянский живописец стал свидетелем революции, двух мировых войн, репрессий. Но он никогда не терял способность видеть красоту и передавать ее через свое творчество, его картины не потеряли своих ярких оттенков, даже в самые трудные времена.
В роковом 1915 году Сарьян был вполне успешным и признанным художником Москвы, с собственной мастерской, и это было очень немало. Но художник бросил все и к середине года умчался в Эчмиадзин, куда перебрались спасаться от ятагана около 100 тысяч армян.
Тогда он делал все, что мог, чтобы помогать своему народу, но скоро друзья были вынуждены увезти его в Тифлис – с явными признаками начинающегося нервного расстройства.
Потом Сарьян долго не рисовал, а первой картиной после молчания стали цветы, натюрморт. Он постановил себе правило: он не имеет права своими картинами напоминать людям ужас, ими пережитый однажды. Сарьян стал рисовать им цветы и горы.
Сарьян возрождался к творчеству и к жизни, и в 1916 году женился на Лусик Агаян, дочери известного писателя Газароса Агаяна. Они встретились в тифлисском кафе, Сарьян рассказывал об этой встрече так:
"То, что возникло между нами, не было обычной историей, какие часто описываются в романах. Это была встреча двух словно давно уже знающих друг друга родных людей, которые только случайно и временно были разлучены".
Вместе они прожили больше полувека – 56 лет. После революции Сарьян увез жену в Нахиджеван, в материнский дом. Его стараниями там был основан краеведческий музей, он сам стал его первым директором, параллельно преподавая в художественной школе. В 1921 году председатель Совнаркома Армении Мясникян пригласил художника в Ереван, и семья, к тому времени уже с двумя сыновьями, перебирается в столицу Советской Армении. Как выяснилось, навсегда.
Потом на пароходе у Сарьяна сгорят около сорока картин, придется начинать все сначала, с чистого листа. Он начнет и создаст свой мир снова, как в 1915 году.
Это были предвоенные годы, а за следующие пять, военных лет, художник написал две сотни полотен.
Луи Арагон сказал о нем так: "Века должны отвести Сарьяну рядом с нашими Матиссом и Сезанном одно из первостепенных мест. Может быть, место Сарьяна будет даже более высоким, ибо он — живописец счастья".
Сарьян прожил долгую жизнь — 92 года. До глубокой старости он не просто продолжал писать, бесконечно искал все новые и новые подходы в искусстве.
«К концу моей жизни, если считать, что в мои годы уже надо посмотреть, что сделал, оправдал ли перед своей совестью, перед искусством, которому посвятил всю свою жизнь, начиная с пятнадцатилетнего возраста, - я почувствовал, что я только наметил путь и только должен начать свою работу. Так много открылось передо мной. Так много прекрасного, мудрого, непостижимого, как в самой природе».
.
.
.
Друзья, ваши подписки, лайки, репосты, комментарии помогут большему количеству людей увидеть материалы на нашем канале. Проявите пожалуйста активность