Найти тему
iris

Хатидже, а мама то была права?

начало

В чем плюсы Мехмеда Челеби (upd. после справедливого замечания коллеги Вера Ника: если бы Мехмед Челеби не был болен)?

Происхождение, и дело тут не в снобизме.

Во- первых, он входит в очень знатный и влиятельный род, породнившись с которым султан получает дополнительную опору, а это намного выгоднее, чем иметь зятя- великого визиря низкого происхождения, отец которого разве что рыбу на обед наловить может со скидкой. В то время как богатый влиятельный род сам окажет помощь престолу (снарядит янычарский корпус за личные деньги для султана, сделает щедрый подарок на какой- нибудь праздник, не уверена, но, возможно, оплатит часть свадебных расходов), паргским рыбакам придется помогать из семейного бюджета визиря, а то и из государственного, потому что в последствии Ибрагим пристроил отца и брата на не высшие, но тем не менее солидные должности и дал им хороший доход. При том, что отец Ибрагима и его брат не обладают необходимыми навыками и образованием для управления, значит нужно нанять человека, который это все будет делать вместо них, а контролировать его тоже надо. То есть, Ибрагим пользовался служебным положением для упрочнения положения его семьи, в то время как семья Мехмеда положение уже имела и оно бы упрочнилось автоматически в принятием сестры султана в семью, и сама семья Мехмеда упрочила бы уже положение султана, что в первые годы правления, когда вспыхивали бунты, было полезно особенно сильно.

Кстати, гарантии, что паргские рыбаки не будут воровать нет, пример того же Ибрагима показателен: много неучтенного золота едва не уплыло из казны. Впрочем, аристократы тоже этим всем занимались, тут уж вопрос порядочности.

Во- вторых, Мехмед Челеби по рождению выше подавляющего большинства жителей империи и превосходит многих аристократов, то есть комплексов сына рыбака у него нет, соответственно, нет и необходимости их усиленно в будущем компенсировать. Он изначально знатен и не должен никому ничего доказывать.

В- третьих, воспитание. Мехмед Челеби получил образование и славился талантами, но дело не только в этом. Его с детства воспитывали в преклонении перед династией и султаном. Для него естественно, что династийная кровь- это огромная привилегия, сокровище, он знает этикет, обычаи и традиции не просто как житель империи, а как член семьи тот, кто уклад поддерживает. Мехмед никогда бы не стал провоцировать людей, устанавливая статуи во дворе, он по умолчанию знает, что такое правильное поведение аристократа. И, конечно, к Хатидже он бы относился как к писаной торбе, окружив почестями, хоть и, возможно, без любви.

В- четвертых, Мехмед "свой"- он аристократ, мусульманин по рождению, ни у кого не было бы причин упрекать его в приверженности иным обычаям или иной религии и внутренне он был бы целостной личностью, мусульманином, османом без метаний, к нему бы никогда не осносилась свысока знать и он бы не приходил раздраженным с собраний, с завистью глядя на супругу. Ему просто незачем было бы искать приключений на стороне и поводов скандалить, чтобы самоутвердиться, у него не было бы.

В- пятых, профессия. Мехмед был учителем Мустафы и что- то не проявлял желания войти в совет и т.д. Он не очень стремился к власти, кажется, ему ближе быть ученым мужем, а не военным. Соответственно, стрессов от участия супруга в походе Хатидже не испытывала бы, он бы приходил домой вовремя, не раскачивая нервную систему Хатидже ночными прогулками, пропаданиями.

В- шестых, у него с Хатидже не было любви. И это лично мне кажется большим плюсом для психически нестабильной султанши, потому что в этом договорном браке было бы безграничное уважение мужа к супруге, Хатидже тоже врядли бы орала на него с порога, а если бы и орала, ученому проще стать ее постоянным спутником, чем великому визирю. Зато у Хатидже не было бы постоянного перенапряжения нервной системы, не было бы страха, что вот- вот все рухнет, она бы спокойнее относилась, если бы его все- таки отправили по делам "этот не вернется- другого подберут", на первого мужа то ей плевать было (тут нельзя ее осуждать).

В- седьмых, характер. Мехмед учитель, и по тем немногим кадрам кажется, что значит он терпеливый, начитанный (а значит еще раз терпеливый и усидчивый) человек, он не такой яркий как Ибрагим, не такой решительный, но зато это тихая гавань без страсти, но с крепким фундаментом.

-2

Увы, после романтической влюбленности Хатидже в Ибрагима ее брак с Мехмедом врядли был бы не то, что счастливым, а вообще возможен, скорее всего, она наложи*а бы на себя руки, а Сулейман и валиде обвинили бы в этом ее мужа (которому подсунули истеричку с нехорошими наклонностями), но, на мой взгляд, если бы не Ибрагим, с Мехмедом девушка была бы счастлива и валиде, хоть и ошибочным путем, но пришла к верному выводу: выбор валиде для дочери был большим благом, чем выбор сердца династийной принцессы.

Конец.