Найти тему
Остатки роскоши

Особняк С.П. Рябушинского: «похабная загагулина», торжество московского модерна и шедевр Шехтеля

Дореволюционная открытка. Особняк С.П.Рябушинского на Малой Никитской улице, 1903 год.
Дореволюционная открытка. Особняк С.П.Рябушинского на Малой Никитской улице, 1903 год.

Летом 1900 года Ф. Шехтель принялся за строительство особняка для предпринимателя Рябушинского на Малой Никитской улице. Новый дом стал ее главным украшением и достопримечательностью Москвы, а издательские фирмы печатали открытки с его изображением.

«Улица в то время выглядела провинциально. Невысокие каменные или деревянные дома иногда с мезонинами, булыжная мостовая, поросшая травой, свободно гуляющие куры. Из садов тянуло ароматом цветущих лип, самоварного дымка – под липами пили чай.»

Особняк представляет из себя массивное здание кубической формы, части которого, то выступают за пределы, то, наоборот погружаются внутрь, или вовсе, скрывают «запрещенные» пространства.

Венчает строение фриз из мозаики с изображением ирисов. Цветок представлен нам в трех стадиях: зарождение, расцвет и увядание, что является отсылкой к этапам человеческой жизни. Философия буквально наполняет дом, ведь каждая деталь имеет свой замысел.

Парадный вход в дом со стороны Малой Никитской улицы. Дверь и мозаика на полу сохранились. Витражи-богомолы с двух сторон подверглись изменениям при М. Горьком, теперь на их месте советские шкафы.
Парадный вход в дом со стороны Малой Никитской улицы. Дверь и мозаика на полу сохранились. Витражи-богомолы с двух сторон подверглись изменениям при М. Горьком, теперь на их месте советские шкафы.

Парадная лестница-волна яркий тому пример, она символизирует жизненный путь человека. Ступая на первую ступень, видим медузу – это мы. То есть, существо неопределенное, неопытное, несформированное… но поднимаясь выше – проживая время и приобретая опыт, а именно, достигая второго этажа, мы замечаем, как медуза превращается в черепаху. Черепаха – это символ мудрости и стабильности.

Главный композиционный центр дома – лестница-волна из серо-зеленого эстонского мрамора. Материал заставляет нас представлять себя на дне морских глубин.
Главный композиционный центр дома – лестница-волна из серо-зеленого эстонского мрамора. Материал заставляет нас представлять себя на дне морских глубин.

Интерьеры второго этажа не сохранились, они носили личный характер, так как там были расположены спальни, будуар, ванная комната и детская половина. «Парадным» был первый. На первом этаже находились гостиная, кабинеты и столовая, в которую всё подавалось из подвальных помещений по специальному лифту.

Фотография из архива Ф. Шехтеля. Столовая в особняке сразу после строительства.
Фотография из архива Ф. Шехтеля. Столовая в особняке сразу после строительства.

Последняя со временем была подвергнута самым большим изменениям. Во времена хозяина дома, в помещение можно было попасть через полукруглый проход, а взгляд сразу же падал на камин из белого мрамора. (разобран в 1932 году). Он напоминал триумфальную арку прямоугольной формы: две колонны с мощным аттиком, декорированные горельефами и женщиной-бабочкой.

Подлинные двери особняка ведущие из столовой в гостиную.
Подлинные двери особняка ведущие из столовой в гостиную.

Помещение по соседству — гостиная, главным украшением которой стал лепной потолок. Пруд, что слегка одернут ряской, в котором обитают улитки…или же гроздья душистой сирени? А, может, и вовсе гирлянды цветов на ветру? Воображение рисует потрясающие образы…

При С.П. Рябушинском потолок в гостиной был позолочен, его покрыли побелкой уже к приезду нового хозяина, а плафон с цветами был обнаружен и отреставрирован совсем недавно.
При С.П. Рябушинском потолок в гостиной был позолочен, его покрыли побелкой уже к приезду нового хозяина, а плафон с цветами был обнаружен и отреставрирован совсем недавно.

Анфилада помещений заводит нас в бывший кабинет, обильно декорированный мотивом лавра, древнего символа славы, успеха и победы. Этот узор повторяется в деревянной отделке, витраже, дверных ручках. Бо́льшая часть мебели кабинета после революции утрачена. Сохранился только один оригинальный предмет, выполненный по эскизам Шехтеля, — небольшой шкаф над камином.

Дверные ручки практически все подлинные, однако покрытие сильно пострадало, так как в советское время они были покрыты несколькими слоями масляной краски.
Дверные ручки практически все подлинные, однако покрытие сильно пострадало, так как в советское время они были покрыты несколькими слоями масляной краски.

Можно представить как трудился в этих стенах Степан Павлович и как собирал здесь нужные документы, письма в 1917 году…когда спешно увозил семью от революции в Италию.

Степан Павлович Рябушинский с женой Анной Александровной Прибылывой и сыном Борисом.
Степан Павлович Рябушинский с женой Анной Александровной Прибылывой и сыном Борисом.

Рябушинский поселился в Милане вместе с женой Анной и двумя детьми, Еленой и Борисом, в 1919 году. На центральной площади, напротив Миланского Собора, Рябушинский открыл магазин тканей, в котором работал до последнего дня. Степан Павлович умер в 1942 году, ему было 67 лет.

Приглашение на серебряную свадьбу. Чета Рябушинских отмечала юбилей уже в эмиграции.
Приглашение на серебряную свадьбу. Чета Рябушинских отмечала юбилей уже в эмиграции.

Дом же перешёл в распоряжение новой власти и ему быстро нашли применение. С 1917 по 1931 он вмещал в себя то одну, то другую организацию, постепенно лишаясь внутреннего убранства. А в 1931 в особняке поселился М. Горький с семьей и сразу же невзлюбил его…а его друг Корней Чуковский писал:

«Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина.»

Сейчас, в доме на Малой Никитской находится музей-квартира Максима Горького и попасть в него можно купив билет в кассе или же через экскурсионное бюро.

Подписывайтесь на мой telegram-канал: https://t.me/ostatkyroskoshy

Буду бесконечно благодарна вам за отметку "мне нравится"!