Хотя именно англичане стали первыми (еще до войны!) экспериментировать с установкой на аэропланы пулеметов, в деле создания специализированных истребителей они значительно отстали от французов и немцев. У тех легкие маневренные одноместные истребители появились еще весной-летом 1915 года; но вплоть до февраля 1916-го британцы могли противопоставить юрким немецким Фоккерам «Айндеккер» только тяжелые двухместные «Ган басы» - неповоротливые «полуистребители», совершенно непригодные для маневренного боя. В результате более чем на полгода разразился так называемый «фоккеровский террор», когда на 1 сбитый немецкий самолет приходилось до 17 уничтоженных аэропланов Антанты! Такая обстановка требовала от англичан немедленного создания своего легкого истребителя, способного переманеврировать верткий «Айндеккер» и изменить соотношение потерь в свою пользу. Но трудности запоздалого создания британского специализированного истребителя усугублялись еще и тем, что консервативные англичане не только не имели своего синхронизатора, крайне необходимого любому полноценному истребителю, но даже долго не вели работ по его созданию. Это обстоятельство и породило особую конструкцию первых истребителей Великобритании, фактически копировавшую (в уменьшенном виде) устаревшую схему «Ган басов», и стало причиной их недолгой боевой карьеры…
Армейский истребитель Airco DH-2 (в боях с февраля 1916)
Двигатель: ротативный, 1х100 л.с. Скорость: 148 км/ч. Подъем на 2.000 м – 13 мин. Потолок: 4.265 м. Продолжительность полета 2,75 часа. Вес пустого: 428 кг, вес взлетный: 654 кг. Вооружение: 1х7,7-мм пулемет «Льюис». Экипаж: 1 человек.
DH-2 - биплан с толкающим винтом; первый британский специализированный самолет-истребитель, разработанный Дж. Де Хэвиллендом. Представлял собой модификацию его прежней малосерийной модели (всего 73 экземпляра) DH.1: полностью повторял конструкцию и аэродинамическую схему, но был облегчен за счет уменьшения размеров планера, переделки самолета из двухместного в одноместный, и установки более легкого ротативного мотора.
Прототип прошел фронтовые испытания во Франции летом 1915; осенью самолет был запущен в серийное производство, а на фронте эскадрильи DH-2 воевали с февраля 1916 г. Всего было построено 453 самолета; ими укомплектовали 10 боевых и 4 учебных эскадрильи.
Особенностью DH-2 была установка двигателя позади пилота и оснащение его толкающим винтом. Такое расположение мотора по сравнению с передним расположением двигателя с тянущим винтом менее перспективно: КПД значительно ниже. Однако оно обеспечивало свободный обстрел передней сферы без применения синхронизатора (которого тогда у британцев просто не было). Поначалу 7,7-мм пулемет «Льюис» устанавливался на DH-2 на шкворневой установке подвижным, с возможностью обстрела всей передней поусферы; но во фронтовых частях пилоты «контрили» пулеметы в неподвижное положение – для удобства наведения оружия на цель всем корпусом самолета. Это повышало точность огня; и вскоре пулеметы стали устанавливать неподвижно уже при производстве самолета.
Бипланная схема дала DH-2 возможность превзойти в маневренности германский истребитель-моноплан Фоккер «Айндеккер», терроризировавший до этого авиацию Антанты. Первый британский истребитель отличался хорошей горизонтальной маневренностью и отличным обзором; но был плох на вертикалях - с трудом набирал высоту. Так же к недостаткам этой машины относились: сложность пилотирования, слишком слабая динамика разгона (из-за толкающего винта на расположенном сзади моторе), склонность к сваливанию в штопор. На ротационном двигателе бывало срывало головки цилиндров, которые отлетали прямо в лонжерон крыла или разбивали хвостовую ферму, разрушая аэроплан в воздухе, и приводя к гибели и сам самолет, и его пилота (парашютов тогда британцы не применяли). Несмотря на все это DH-2 активно применялись в боях на протяжении всего 1916 года, и не менее пятнадцати пилотов DH.2 стали асами. Самым результативным из них был Элан Вилкинсон, имевший на этом истребителе 10 подтвержденных, 5 вероятных побед, и 1 посаженный и плененный вражеский аэроплан.
Однако уже с сентября 1916 г. первый британский истребитель стал проигрывать схватки немцам, у которых появились истребители-бипланы с тянущими винтами; новые «Хальберштадт» D.I и «Альбатрос» D.II значительно превосходили «британца» по летным качествам. Стало очевидно, что время DH.2 прошло, и к марту 1917 г. их вывели с Западного фронта. Однако на второстепенных ТВД (в Македонии и Палестине) немногочисленные DH.2 летали до конца 1917 г.
Кого интересует более подробная информация об этом самолете, на моем канале имеются статьи: Первый истребитель британских асов (01) D.H.2 и Первый истребитель британских асов (02). D.H.2 в боях.
Армейский истребитель RAF FE-8 (в боях с июня 1916)
Двигатель: ротативный, 1х100 л.с. Скорость: 154 км/ч. Подъем на 2.000 м – 9,1 мин. Потолок: 4.420 м. Продолжительность полета 2,5 часа. Вес пустого: 406 кг, вес взлетный: 611 кг. Вооружение: 1х7,7-мм пулемет «Льюис». Экипаж: 1 человек.
FE.8 разработан конструкторским бюро RAF под руководством Джона Кенуорти, и представлял собой ту же линию развития, что и DH.2: одноместный биплан с толкающим винтом. В аэродинамическом отношении FE.8 был совершеннее DH.2, и несколько превосходил его по летным качествам. К тому же FE.8 был крепче благодаря широкому применению металла: хвостовая ферма и набор гондолы изготавливались из стальных труб, гондола также обшивалась дюралевыми листами. Но крыло самолета было обычной для того времени цельнодеревянной конструкции. Исходя из опыта эксплуатации DH.2 на серийных FE.8 пулеметную установку стали изначально делать неподвижной. FE.8 по сравнению с DH.2 имел лучшую скороподъемность, но худшую горизонтальную маневренность.
Прототип прошел фронтовые испытания во Франции в декабре 1916; однако серийное производство началось с большой задержкой по причине загруженности предприятий «Даррак» и «Виккерс» другими работами. В итоге поставки серийных машин начались лишь в мае 1916 г. В общей сложности было выпушено 295 самолетов FE.8.
В боях во Франции первые шесть FE.8 участвовали с июня 1916 (к августу все они были сбиты немцами); а в августе-октябре 1916 на фронт прибыли две эскадрильи, полностью укомплектованные FE.8. Первые же бои показали что, несмотря на такие преимущества «толкачей», как хороший обзор и отсутствие необходимости синхронизации оружия, время истребителей с толкающими винтами уже прошло. Хотя FE.8 в целом превосходил своего предшественника DH.2, однако он появился на фронте на полгода позже, когда противник уже массово использовал более совершенные истребители-бипланы с тянущими винтами. По сути, FE.8 устарел еще к моменту начала поставок в строевые части, что и определило достаточно ограниченное и непродолжительное его использование. За зиму-весну 1917 большинство FE.8 было сбито в воздушных боях. Поэтому уже в марте 1917 г. 40-ю эскадрилью перевооружили с FE.8 на Ньюпор-17, а 41-ю эскадрилью в июле 1917 - на «Эйрко» DH.5. Всего за время эксплуатации FE.8 пилоты 40-й эскадрильи одержали 23 победы, а 41-й эскадрильи - 18 воздушных побед. Самыми результативными асами FE.8 стали Эдвин Бенбоу и Кеннет Лиэск, сбившие на самолетах этого типа по восемь машин противника.
Флотский истребитель Sopwith«Pup» (в боях с ноября 1916)
Двигатель: ротативный, 1х80 л.с. Скорость: 179 км/ч. Подъем на 1.800 м – 6,45 мин.; на 3050 м – 14 мин. Потолок: 5.600 м. Продолжительность полета 3 часа. Вес пустого: 358 кг, вес взлетный: 560 кг. Вооружение: поначалу 1х7,7-мм пулемет «Льюис» на треноге, стрелявший по диагонали вперед и вверх через прорезь в верхнем крыле; позже - 1x7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс». Бомбы 4х11,3 кг, или 8 ракет «Ле Прие». Экипаж: 1 человек.
Истребитель Сопвич «Пап» был создан по заказу британского Адмиралтейства для оснащения морской авиации (RNAS). Он представлял собой биплан с тянущим винтом, конструктивно и внешне очень похожий на уменьшенную версию Сопвича «Полуторастоечного» (из-за чего и получил свое прозвище «Пап» - «Щенок»).
Прототип был создан в феврале 1916; однако из-за загруженности фирмы «Сопвич» производством «Полуторастоечных» в серию «Пап» пошел только в августе, а к боевым действиям первая эскадрилья, оснащенная «Щенками», приступила в ноябре 1916 г. Общий объем производства, продолжавшегося до 1918 г., составил 1.796 экземпляров (по другим сведениям 1.846 самолетов).
Большинство «Папов» было передано флоту, и морские эскадрильи «Щенков» активно участвовали в боях против немцев в прибрежных районах Франции. Однако в начале 1917 года эти самолеты получили так же 5 армейских «сухопутных» эскадрилий (RFC), сражавшихся под Аррасом. Кроме того, некоторое количество «Папов» служило в ПВО Великобритании.
Сопвичи «Пап» использовались в боях очень активно, но недолго: уже в июле 1917 флотские эскадрильи начали перевооружение на более скоростные Сопвич «Кэмел». Несколько дольше «Щенки» использовались в армейских эскадрильях RFC, и в ПВО Великобритании (до осени 1917 г.). Самыми результативными асами «Щенков» стали Морис Скотт и Джо Фалл, одержавшие на «Папах» по 11 побед.
Самолет «Пап» стал первым в мире истребителем корабельного базирования: в июне 1917 г. самолет «Пап» взлетел с 6-метровой платформы, установленной на башне главного калибра крейсера «Ярмут». Часть машин, применявшихся для взлета с кораблей, вместо колесного шасси оборудовалась полозковым. 21 августа корабельный «Пап» одержал первую воздушную победу: истребитель лейтенанта Смарта, взлетевший с крейсера «Ярмут», сбил немецкий дирижабль L.23, после чего самолет приводнился близ британской эскадры (летчика подняли на борт, «Пап» затонул). И с того же августа 1917 «Папы» стали совершать посадки на движущийся корабль, что способствовало развитию авианосцев.
«Пап» оказался исключительно удачным самолетом. Он отличался необычайной маневренностью, не терял высоту на крутых виражах (несмотря на слабый двигатель), развивал хорошую максимальную скорость, и при этом имел минимальную посадочную – всего 45 км/ч. Именно этот фактор обусловил его применение в экспериментах по корабельному базированию.
Флотский истребитель Sopwith«Triplane» (в боях с февраля 1917)
Двигатель: ротативный, 1х130 л.с. Скорость: 188 км/ч. Подъем на 1.800 м – 5,5 мин., на 2.000 м – 6,4 мин. Потолок: 6.250 м. Продолжительность полета 2,75 часа. Вес пустого: 499 кг, вес взлетный: 700 кг. Вооружение: 1x7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс». Экипаж: 1 человек.
Самолет Герберта Смита явился попыткой улучшения обзора из пилотской кабины путем установки на фюзеляж «Папа» крыльев уменьшенной хорды; а для компенсации неизбежного падения подъемной силы было добавлено третье крыло на уровне верхней поверхности фюзеляжа. Такое решение не только улучшило обзор, но и существенно повысило маневренность машины.
Фронтовые испытания прототипа прошли в июне 1916-го, серийное производство «Триплана» началось в сентябре по заказу Адмиралтейства; однако уже к концу года выпуск этих самолетов был прекращен. В общей сложности успели изготовить всего 150 «Трипланов»; все они служили только в морской авиации — RFC от них отказался. Причиной стало крайнее неудобство самолета в обслуживании. До топливного и масляного баков можно было добраться, только существенно разобрав крылья и фюзеляж. Даже относительно мелкие ремонты приходилось делать в ремонтных мастерских, расположенных глубоко в тылу. Не только выпуск, но и боевая карьера «Триплана» тоже оказалась короткой: уже к лету 1917 г. и у противника, и у Антанты появились новые истребители-бипланы, перед которыми сложный в обслуживании «Триплан» не имел никаких летных преимуществ. Тем не менее, начавший участвовать в боях с февраля 1917 г. «Триплан» в течение нескольких последующих месяцев оставался лучшим английским истребителем. Им были полностью вооружены четыре эскадрильи RNAS, еще две имели по несколько «Трипланов». Но уже в июле-августе 1917 три эскадрильи перевооружились на «Кэмелы»; лишь 1-я эскадрилья RNAS провоевала на «Трипланах» до конца этого года. А за короткий срок использования этих самолетов многие их пилоты успели добиться значительного количества побед. Так, всего за четыре месяца полетов на «Триплане» Раймонд Коллишоу сбил 34 вражеских самолета, Роберт Литтл – 24, Чарльз Букер – 21.
Кроме британских морских летчиков на «Триплане» летали так же французы: они получили от англичан 16 таких самолетов. Еще по одному «Триплану» британцы передали для ознакомления в США и в Россию. Но наибольшее впечатление Сопвич «Триплан» произвел на немцев: в подражание «британцу» в Германии было создано не менее 34 (!) образцов истребителей-трипланов (в том числе – знаменитый «Фоккер» Dr.I, запущенный даже в серийное производство).
Импортные (французские) истребители британской авиации
(ПРИМЕЧАНИЕ: здесь только сведения по их эксплуатации англичанами, описание этих машин будет в статье о французских истребителях).
Невозможность «Ган басов» справиться с Фоккерами и отсутствие собственного маневренного истребителя заставили британцев покупать самолеты у французов. Хотя начавшие поступать с мая 1915 г. в авиацию британского флота Ньюпоры-10 и Ньюпоры-12 (отличались между собой только моторами разной мощности) тоже являлись двухместными «универсалами», они все же были легче, и более пригодны для маневренного боя, чем «Ган басы». Всего RNAS получили 144 французских Ньюпора-11/12, и еще 50 – британского производства (по лицензии). Как и положено «универсалам», они в основном занимались разведкой, корректировкой огня кораблей, противолодочным патрулированием. Однако временами им доводилось выполнять и истребительные функции – перехватывать германские дирижабли, летевшие бомбить Англию. Летом 1916 г. RNAS передали армейской 46-й эскадрилье RFC 20 своих Ньюпоров-12, вооруженных пулеметами «Виккерс». А осенью французы прислали RFC 30 Ньюпоров-20 (это Ньюпоры-12бис, построенные специально для Британии). Но к весне 1917 все Ньюпоры-10/12 и в RNAS, и в RFC, были заменены на другие самолеты.
А действительно специализированные легкие истребители Франции Ньюпор-11 и Ньюпор-16 (так же отличались только моторами разной мощности) с пулеметами над верхним крылом начали поступать в Англию весной 1916-го. Всего было передано 53 самолета (11 в RFC, остальные в RNAS). Эти истребители эксплуатировались британцами до марта 1917 г. Лучший асом Ньюпора-11/16 считается Альберт Болл из RFC (на Ньюпорах одержал 31 победу; правда, мне точно неизвестно, когда он с Ньюпора-16 пересел на Ньюпор-17).
Снабженные синхронизаторами, более мощно вооруженные Ньюпоры-17 (и их аналоги с другими моторами Ньюпоры-23) начали массово поступать в RFC с января 1917 (но первые 3 прибыли еще в июле 1916). Всего было передано 230 Ньюпоров-17/23, еще 50 таких истребителей англичане произвели по лицензии. Самолеты использовались британцами до середины 1917-го; лучшими асами Ньюпора-17/23 стали Филипп Фуллард (40 побед на Ньюпорах) и Вильям Бишоп (36 побед на Ньюпорах).
1МВ. Авиация Великобритании (01) Самолеты 1914-1915 гг.
1МВ. Авиация Великобритании (03). Истребители 1917 г.
1МВ. Авиация Великобритании (04). Истребители 1918 г.
1МВ. Авиация Великобритании (05). «Универсалы» с 1916 г.
1МВ. Авиация Великобритании (06). Бомбардировщики с 1916 г.
Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.