Найти в Дзене
История нашего мира 2.0

Дизентерия остановила крестовый поход

1212 год

Пиренейский полуостров

В субботу, 14 июля 1212 года крестоносная армия трех королей: короля Кастилии Альфонса (правил в 1158-1214 гг.), короля Арагона Педро (правил в 1196-1213 гг.), короля Наварры Санчо (правил в 1194-1234 гг.) расположилась на равнине недалеко от селения Лас Навас де Толоса, напротив лагеря султана Марокко из династии Альмохадов Мухаммеда ан-Насира (в 1196-1213 гг.) (смотри публикацию «Во имя Христа»).

15 июля мусульманская конница дошла вплоть до лагеря крестоносцев, вызывая их на сражение, но успеха не достигла. Было воскресенье и крестоносцы отдыхали.

В час после полуночи в ночь с 15 на 16 июля воины Христа были подняты с постелей. Они приготовились к битве, отслужили мессу, и на рассвете вышли на битву.

Центром командовал король Кастилии, по флангам командующими были короля Арагона и Наварры.

В передовой линии центра рыцарей возглавили дон Диего Лопес и Санчо Фернандес, сын короля Леона Фернандо и Урраки, сестры дона Диего Лопеса.

Первую линию рыцарей короля Арагона возглавлял Гарсия Ромеро.

Короли стояли в задних рядах войск, чтобы оттуда руководить сражением, как и подобает военачальникам.

Поначалу битва, начатая атакой христианских рыцарей, шла с переменным успехом. Был момент, когда заколебались ряды крестоносного воинства, а кое-кто под натиском марокканцев с воплями, что битва проиграна, бежал с поля боя. В этот критической момент король Альфонсо лично повёл в бой своих телохранителей. Когда он въехал на холм, где было сражение, а его знаменосец развернул королевское знамя, чтобы воодушевить крестоносцев, в рядах мусульман началась паника. Они решили, что это подошли резервы христианских войск. Часть отрядов султана обратилось в бегство. За ними побежали и остальные.

Среди прочих бежавших был сам султан Мухаммед ан-Насир.

В битве пало одиннадцать тысяч воинов султана.

В качестве добычи крестоносцам достался лагерь войск султана со всем его содержимым. Еще долго после битвы местные жители и отряды крестоносцев вылавливали по окрестным горам бежавших воинов султана, и убивали их.

С наступлением вечера крестоносцы заняли вражеский лагерь, где нашли много продовольствия, что их обрадовало, так как до этого они испытывали недостаток в продуктах.

18 июля крестоносная армия выступил на юг. Замок Вильхес нашли брошенным и оставили в нем гарнизон. По мере продвижения захватили замки: Банос де ла Энсина, Толоса, Феррал.

20 июля осадили город Убеду и вошли в пустую Баесу, откуда население бежало в Убеду. Сюда же в Убеду прибежали жители других селений и городов данного района. Столпотворение было большим, что сразу же создало проблемы с продовольствием. А так как к тому времени в Убеду пришла весть, что султан Марокко уже в Севилье и готовится отплыть в Африку, правители Убеды вступили в переговоры с крестоносцами и сдали 23 июля город крестоносцам, под условием, что жителям города и всем, кто укрылся в нём сохранят жизнь. Имущество сдавшихся и все ценности, найденные в городе, достались королю Арагона, лично командовавшему осадой Убеды. Пленники (кастильский источник исчисляет их в 100 тысяч человек) были расселены по различным христианским странам.

Монумент в память о битве в Ла-Каролина. Знамя халифа, взятое при Толосе, по сей день хранится в монастыре Лас Уэльгас в Бургосе.
Монумент в память о битве в Ла-Каролина. Знамя халифа, взятое при Толосе, по сей день хранится в монастыре Лас Уэльгас в Бургосе.

По другому источнику (итальянскому) крестоносцы истребили большинство плененных в Убеде, числом в 60 тысяч человек. По французскому источнику всех погибших в битве, в захваченных замках и Убеде насчитывалось 53.000 мужчин.

Осада Убеды создала крестоносцам большие проблемы. В лагере началась эпидемия дизентерии. А также появилась болезнь, которая выкашивала стариков и пожилых людей. Эта болезнь разошлась по многим странам.

В короткое время здоровых воинов в войске крестоносцев осталось немного и короли приняли решение прекращать поход и расходиться всем по домам. Убеду и Баесу разрушили.

Захваченные замки укрепили и наполнили гарнизонами. После чего разошлись.

В начале августа король Альфонсо прибыл в Толедо, где ему устроили торжественную встречу.

О тактическом построении арабских войск:

" Боевой порядок арабов был расчленен по фронту и в глубину. Каждая из линий, выстраивавшаяся в пять шеренг, имела аллегорическое название: первая линия («Утро псового лая») состояла из рассыпного строя всадников; вторая («День помощи») и третья («Вечер потрясения») линии, являвшиеся главными силами, состояли из кавалерийских колонн или фаланг пехоты, выстраивавшихся в шахматном порядке; в четвертую линию — общий резерв — входили отборные дружины, которые охраняли главное знамя. Общий резерв вступал в бой лишь в крайнем случае. В тылу расположения арабов находился обоз с семействами и стадами. С тыла и флангов их боевой порядок был уязвим, но его высокая маневренность обеспечивала соответствующую перегруппировку сил. Иногда в бою принимали участие и женщины из обоза.
Бой завязывала первая линия, которая старалась расстроить и надломить силы противника. Затем ее поддерживала вторая линия. Главные силы арабов предпочитали вести оборонительный бой, являясь опорой для действий легкой конницы и пехоты.
Арабские войска в бою отличались настойчивостью и упорством. Они обычно стремились охватить фланги боевого порядка врага.
Когда противник был надломлен, они переходили в общее наступление, а затем преследовали его до полного уничтожения. Преследование вела конница."

В нашем случае арабов крепко подвело отсутствие простора для манёвра кавалерией и черезмерная самоуверенность их полководца, основанная на кратном численном превосходстве войска.

(Источники: Анналы Рейнера Льежского, Гёттвайгские анналы, Дижонские анналы, Латинская хроника королей Кастилии, Королевские анналы из Кёльна, Салимбене из Пармы)