27-летние могут выдохнуть, а главы регионов — готовить ГУПы для борьбы с беспилотниками и ДРГ
Сегодня Госдума сразу во втором и третьем чтении приняла поправку к законопроекту о призывном возрасте срочной службы. Помимо этого были внесены изменения в Административный кодекс о штрафах тем, кто уклоняется от похода в военкомат по повестке. Если раньше «цена уклона» была от 500 до 3 тыс. рублей, то теперь сумма увеличилась в 10 раз. Но это не все. Одновременно депутаты разрешили заключать контракт тем, у кого трое и более детей, а главам с разрешения президента создавать региональные ГУПы для помощи силовикам в охране общественного порядка. Их сотрудникам разрешат носить боевое ручное стрелковое оружие. Подробнее об изменениях, реакции депутатов и мнении экспертов — в материале «БИЗНЕС Online».
Призывной возраст повысить, разрешить срочникам заключать контракты, а главам раздать ГУПы для борьбы с ДРГ
Еще в понедельник глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов говорил журналистам, что повышение призывного возраста до 30 лет будет поэтапным. Однако сегодня утром выяснилось, что от такого плана отказались. Это следует из документов, размещенных в 7 часов утра на сайте Госдумы ко второму чтению законопроекта.
Призывной возраст изначально планировали повышать с каждым годом, т. е. в 2024-м призывали бы мужчин до 28 лет, в 2025-м — до 29 лет, в 2026-м — мужчин в возрасте до 30 лет. Однако теперь эта новелла значилась в таблице поправок с примечанием «отклонить».
Одновременно с этим на сайте была опубликована таблица с поправками, которые планируется принять.
Так, депутаты предлагали сохранить нижнюю границу призывного возраста — 18 лет. Отметим, что изначально министр обороны РФ Сергей Шойгу (еще в конце 2022 года) призывал увеличить призывной возраст с 18 до 21 года, а предельный — до 30 лет. И принятый в первом чтении законопроект как раз таки предполагал повышение обеих планок. «Вместо сопляка, которого призывают сразу после школы, будут призывать достаточно взрослого человека: он окончил школу, либо отучился в среднем специальном учебном заведении и получил профессию, либо уже поработал, либо он поступил в вуз и принял решение пойти в военный учебный центр или нет. Такой подход мы поддерживаем», — так объяснял Картаполов необходимость призывать в армию с 21 года.
Но позже мнение главы комитета изменилось. «Нижний решено оставить 18 лет. Потому что очень много ребят хотят пойти и служить именно в 18 лет. Такая возможность им сейчас предоставляется», — заявил он. Получается, от ежегодной экономии 639 млн рублей, которые тратятся на освидетельствование призывников, позже получающих отсрочку из-за учебы, отказались. «Редакция проекта закона поменялась в связи с тем, что демографическая ситуация серьезная, влияет на объем мобилизационного ресурса, и для того, чтобы мы не проседали, необходима именно такая редакция», — подчеркнул Картаполов, комментируя поправки, которые устанавливают призывной возраст с 18 до 30 лет, а не с 21 до 30 лет.
«С учетом военно-политической обстановки предлагается установить, что принятый федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования, за исключением положений, которые касаются повышения призывного возраста и которые предлагаются к вступлению в силу с 1 января 2024 года», — сказано в поправках. То есть если закон примут, то верхняя граница призывного возраста увеличится с 27 до 30 лет не поэтапно, а моментально с наступлением 2024 года.
Кроме того, депутаты предложили разрешать срочникам заключать контракты на военную службу сроком на год в период «мобилизации, военного положения, военное время». Отмечается, что контракт можно будет заключить «не ранее чем за один месяц» до конца службы. Контракты «на один год или меньший срок» можно будет заключить тем, кто пребывает в запасе и поступает на службу. Тем, кто в запасе не пребывает, тоже можно подписать контракт на год.
Еще одна важная поправка, которую предлагают депутаты: создавать в регионах унитарные предприятия для помощи силовикам. «Поправка направлена на создание правового механизма привлечения к участию в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время специализированных государственных унитарных предприятий», — говорится в примечаниях. Дополнительная задача таких ГУПов — борьба с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями.
Отмечается, что создавать ГУПы смогут главы регионов по решению президента РФ. Финансировать их предлагают как из федерального, так и из региональных бюджетов. В пользование предприятиям передадут боевое ручное стрелковое оружие и патроны к нему. Сотрудники ГУПа в том числе будут иметь право «пресекать функционирование» беспилотников (давить сигнал или просто сбивать).
Какие вопросы были у депутатов
Против законопроекта еще до заседания высказывалась фракция ЛДПР. До начала пленарки ее лидер Леонид Слуцкий заявлял, что граждане воспринимают такие поправки как попытку ввести их в заблуждение. «Поэтому будем на стороне граждан», — заявил он.
Вопросы к Картаполову возникли сразу у нескольких депутатов и перед непосредственным голосованием. К примеру, Алексей Куринный напомнил, что первоначально речь в поправке шла о сохранении временной планки, которая действовала сейчас, — 9 лет (с 18 до 27 лет). И изначальная идея повышать эту планку постепенно была правильным вариантом, считает спикер. В связи с этим он вынес эту поправку о переходном периоде на обсуждение.
Картаполов в ответ заявил, что этот вопрос подробно был разобран в комитете по обороне. «Мы предлагаем внести этот законопроект с 1 января 2024 года. Те граждане, которым исполнится 27 лет в 2023-м, становятся военнообязанными запаса и не попадают под призыв в 2024 году. Те, кому сейчас исполнилось 28–29, уже находятся в запасе», — заявил он. Поэтому никто, кому уже исполнилось 27 лет, не попадет под призывную кампанию.
Следом выступила депутат Нина Останина. Она выразила обеспокоенность тем, что теперь 18-летние призывники в погоне за высокой зарплатой будут подписывать контракты.
«Вы были очень убедительны, когда мы принимали в первом чтении законопроект. Мы поддержали законопроект о синхронном, поэтапном увеличении призывного возраста. Но понимание того, чем была вызвана резкая смена позиции, без внятного обсуждения идет не на пользу ситуации, которая складывается с начала частичной мобилизации. В погоне за контрактными деньгами выпускники школ будут соблазнены возможностью заработать деньги. Изменения закона о призывном возрасте чем можно аргументировать?» — заявила депутат.
Свои мысли в ответ Останиной высказал представитель «Единой России» Андрей Красов. По его словам, с большим числом призывников у военкоматов будет шанс отобрать качественных бойцов: «Мы изменяем количественный призывной ресурс. Как известно, мы изучали философские законы, что количественные преобразования могут дать качественные. У военкоматов будет возможность из большего количества призывников выбрать качественных. Это повлияет на безопасность нашего государства, общества», — парировал он.
Депутат Олег Смолин, в свою очередь, напомнил Картаполову, что против повышения верхней границы призывного возраста без повышения нижнего высказались в Совете Федерации. На это Картаполов заявил, что свое мнение представители Совфеда уже поменяли.
В результате законопроект был принят во втором и третьем чтении. Таким образом, если документ согласуют в СФ и подпишет президент, то с 1 января 2024 года нижняя планка призывного возраста останется прежней — 18 лет, а граждане, которым исполнится 27 лет до конца 2023 года, становятся военнообязанными запаса и не подпадают под призыв в 2024-м и последующие годы.
Остальные поправки в данном законопроекте также были приняты: в сфере создания ГУП (теперь будет можно привлекать к участию в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время специализированные государственные унитарные предприятия) и сфере заключения контрактов сроком на год в период «мобилизации, военного положения, военное время».
Что по штрафам: максимальное наказание увеличат в 10 раз
Что касается штрафов за нарушения в области воинского учета, то здесь мнения тоже менялись. Например, если сейчас штраф за неявку по повестке — от 500 рублей до 3 тыс. рублей, то в первом чтении рекомендовали эту сумму увеличить до 40–50 тыс. рублей. Теперь же санкцию предлагали установить в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
За сокрытие данных, необходимых для воинского учета (семейное положение, смена места жительства и выезд из РФ более чем на полгода) сейчас предусмотрен штраф до 3 тыс. рублей. В первом чтении депутаты сошлись на том, что этот штраф надо увеличить до 10–20 тыс. рублей, ко второму чтению наказание рекомендовано более лояльное — от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. За выезд во время призыва с места жительства дольше чем на три месяца предлагают штрафовать на 10–20 тыс. рублей. Если призывник умышленно испортил или уничтожил военный билет или не явился на медкомиссию, то штрафовать его предлагают на сумму до 25 тыс. рублей (сейчас — до 3 тыс. рублей).
Также этот законопроект устанавливает штрафы для должностных и юридических лиц, если они не представят в военкомат списки граждан, которые должны стоять на учете. Первых могут оштрафовать на 40–50 тыс. рублей, в случае с юрлицом штраф серьезнее — от 350 тыс. до 400 тыс. рублей. А если во время мобилизации должностное лицо или юрлицо не исполнит свои обязанности по «обеспечению своевременного оповещения и явки граждан» на сборные пункты или в воинские части, то их могут оштрафовать на 60–80 тыс. рублей и 400–500 тыс. рублей соответственно.
Против инициатив вновь выступила фракция ЛДПР. Член фракции Ярослав Нилов заявил, что в России МРОТ составляет чуть более 16 тыс. рублей и будет не всем по карману выплачивать такие штрафы. «Зачем штрафовать гражданина за то, что он не проинформировал военкомат об изменении места работы, семейного положения? Можно обойтись предупреждением», — добавил он.
Ранее на брифинге то же самое говорил Слуцкий: «Миллионам граждан потребуется 1,5–2 зарплаты, чтобы погасить штраф. А, как правило, такой штраф выписывают не уклонистам, а тем, кто банально забыл передать документы, потому мы не будем голосовать и за этот законопроект».
Автор документа Николай Брыкин в ответ заявил, что суммы штрафов снижены по сравнению с тем, что было предложено изначально (до 50 тыс. рублей). «Когда мы предлагали изменения, то все фракции голосовали за. Закон скорректирован», — говорил Брыкин.
В результате депутаты Госдумы во втором и третьем чтении приняли поправку. Теперь с 1 октября 2023 года за неявку по повестке в военкомат будет предусмотрен штраф в размере 30 тыс. рублей, за неоказание содействия военкоматам при объявлении мобилизации — 500 тыс. рублей, за непредставление в военкомат списков граждан для первоначальной постановки на учет — 400 тыс. рублей.
Еще один вопрос, поднятый на пленарном заседании, касался возможности призываться по мобилизации тем людям, у кого есть трое и более детей. Однако только с их согласия. Эти поправки также были приняты. Из зала прозвучал вопрос, мол, зачем вообще вносить все вышеуказанные правки, зачем будоражить общество?
Картаполов ответил предельно жестко: цель поправок — наведение порядка в системе воинского учета, минимизация общения граждан и военкомата.
«Этот закон написан под большую войну, под общую мобилизацию. Этой большой войной уже попахивает. Данный закон очень нужен для нашей страны», — добавил с трибуны глава думского комитета по обороне.
«Эти поправки — к мобилизации. Но не тотальной, как во время Великой Отечественной войны»
Эксперты «БИЗНЕС Online», отвечая на вопросы, как воспримет общество принятые законопроекты и ожидать ли после принятых правок новую волну мобилизации, были склонны соглашаться с жестким высказыванием Картаполова. По их словам, мобилизацию ожидать можно, а недовольные всегда найдутся.
Евгений Минченко — президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»:
— Недовольные неизбежно появятся, но я не думаю, что оно будет массовым. Потому что все, кого это эмоционально взвинтило, уехали еще во времена прошлой мобилизации. Я думаю, что недовольство окажется гораздо более точечным. Я бы ничего не исключал (новую волну мобилизации — прим. ред.). Я не знаю, где-то я потерял свой хрустальный шар, с которым вижу будущее.
Сергей Марков — кандидат политических наук, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ:
— Какую реакцию можно ждать от общества? Как холодная, дождливая погода или как повышение цен на бензин. Все без энтузиазма, но с пониманием того, что, наверное, это неизбежность. Конечно, никому это не нравится, но все понимают, что это необходимые действия государства для того, чтобы создать условия для новой волны мобилизации. Тотальной, как во время Великой Отечественной войны, вряд ли, но, во всяком случае, все эти поправки — к мобилизации.
Виктор Литовкин — полковник в отставке, военный обозреватель:
— Если кто-то появится недовольный, ну что теперь делать — закон не всем нравится. А так я не думаю, что будет мощное общественное недовольство. Если бы оно возникло, то это случилось бы на стадии обсуждения данных поправок, но я не видел общественного недовольства.
Если возникнет необходимость в новой мобилизации, то, может быть, понадобится это делать. Надо понимать, что страна ведет войну. Это мы, сидя в Москве, ножками помахиваем, а страна ведет войну. Прилеты беспилотников в ту же Москву об этом ярко свидетельствуют. Поэтому благодушие какое-то, которое у нас в обществе процветает, до добра не доведет. В какой-то момент может случиться всякое. Поэтому необходимо бдительность повышать, понимать, что мы находимся в состоянии войны. Определенная настороженность среди людей должна присутствовать. Не истерика, а чувство ответственности за свою страну и свою судьбу.