Разделить компании по цвету — идея Фредерика Лалу, бывшего партнера McKinsey & Company. За основу он взял теорию психолога Клер Грейвз, которая присвоила свой оттенок каждой стадии развития человека. Всего Лалу выделяет пять основных цветов, которые соответствуют уровню развития компании.
Цветная концепция Фредерика Лалу — своеобразная карта, которая показывает стадию развития бизнеса, выявляет проблемы и способы их решения. Среди оттенков нет плохих и хороших — все они говорят только о пройденном пути и своем месте на рынке сейчас.
Листайте карточки, чтобы ознакомиться с каждым типом организации на конкретных примерах 👇
Красная
Мир красных компаний — мир жесткого управления и ясной иерархии. Главное слово здесь — власть. Руководство строго контролирует все процессы, действовать без согласования с начальником невозможно.
→ Примеры красных компаний — армия и полиция. В бизнесе этот тип организации почти не встречается.
Янтарная
Узнаваемые черты янтарных компаний — стабильность и бюрократия. Компании не торопятся с инновациями, предпочитая четко следовать установленным правилам.
Например, в янтарных организациях не получится быстро внедрить новую функцию в продукт. Идея должна пройти согласование на всех этапах — и только после этого ее можно реализовывать на практику.
→ Пример янтарной организации — Shell. Чтобы принимать решения, в британской нефтегазовой компании создали несколько органов контроля: совет директоров, аудиторскую комиссию, общее собрание акционеров. Бюрократия дает Shell стабильность, но выдвигать и быстро одобрять нововведения проблематично.
Оранжевая
Оранжевые компании вечно находятся в погоне за результатом, любят конкурировать, ищут инновации и не боятся экспериментов. Их цель — обогнать и преуспеть честными методами.
У сотрудников оранжевых компаний часто есть свой KPI, они четко знают, как будет оцениваться их работа. Процесс остается за кадром: главное лишь то, какие плоды он принес.
→ Пример оранжевой компании — Apple. Компания идет в ногу со временем и всегда старается обогнать конкурентов, занять свою нишу. Например, 5 июня компания представила свои очки дополненной реальности Apple Vision Pro, и о них заговорили во всем техносообществе.
Зеленая
Для лидеров зеленых организаций отношения ценятся выше, чем результаты. Они ценят гармонию в команде, уважают своих сотрудников и ставят гуманизм на первое место. Средства важнее цели и не оправдывают ее.
Зеленые компании не стремятся к конкуренции или инновациям. Решения часто принимают снизу вверх: учитывают мнение каждого и приходят к консенсусу.
→ Пример зеленой компании — The Body Shop. Она предлагает экологичную косметику, которая не тестировалась на животных, с перерабатываемой упаковкой. Решения часто принимают снизу вверх — например, если покупатели часто жалуются на определенный товар, его могут вывести из ассортимента.
Бирюзовая
Бирюзовые компании сочетают в себе черты оранжевых и зеленых. Они уделяют внимание комфорту своих сотрудников, но при этом не забывают о коммерческих интересах бизнеса. В бирюзовой компании каждый человек — важная часть команды, которая идет к общей цели.
В бирюзовых организациях важно, чтобы у сотрудников была свобода в принятии решений, поэтому ответственность и власть распределяют на всех уровнях.
→ Пример бирюзовой компании — Google. Организация состоит из множества самостоятельных и автономных команд, которые могут внедрять новые идеи без утверждения с гендиром и совета акционеров. Кроме того, Google заботится о сотрудниках: предоставляет бесплатные обеды, креативные зоны отдыха, возможность заниматься спортом и другие льготы.