Найти тему

Некрополь мастеров искусств. Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург

127 прочитали
Автопортрет. 1899 г.
Автопортрет. 1899 г.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском. Сегодня речь пойдет о его лучшем и любимом ученике

Илье Яковлевиче Гинцбурге (1859 – 1939)
Их судьбы удивительно схожи. Начнем с того, что они были земляками, оба родились в бедных многодетных еврейских семьях и в детстве родители никоим образом не поощьряли их способностей к творчеству.

Но давайте обо всем по порядку .

Элиас Гинзбург, позже прославившийся как Илья Яковлевич Гинцбург, родился в 27 мая 1859 года в городе Гродно (ныне республика Беларусь). После смерти отца, который умер, когда мальчику было около трех лет, мать с детьми переехала в Вильно (нынешний Вильнюс) к своим родителям. Способности к лепке и резьбе начали проявляться у него в раннем детстве. Позже, уже будучи знаменитым скульптором Гинцбург создал бронзовую статуэтку которую некоторые искусствоведы считают его автопортретом в детстве.

И.Я. Гинцбург. Юный скульптор. 1904.Бронза. Вологодская областная картинная галерея
И.Я. Гинцбург. Юный скульптор. 1904.Бронза. Вологодская областная картинная галерея

Мать, которая мечтала, что сын станет раввином, всячески боролась с этим его «баловством».
По его собственным воспоминаниям:

«…нередко мои работы мать выбрасывала вместе с инструментами в окно, на улицу. Это заставляло меня укрываться в какое-нибудь безопасное место для занятия любимым делом».

Все изменилось после того как в Вильно приехал навестить родственников скульптор Марк Антокольский. Всего несколько лет назад, он выходец из точно такой же бедной еврейской семьи отправился покорять столицу и вернулся триумфатором. Шутка ли сказать его статую «Иван Грозный» приобрел сам Государь Император, за немыслимые по тем временам деньги – 3000 рублей.

После личного знакомства с мальчиком и его работами Антокольский предложил матери одиннадцатилетнего Элиаса взять его с собой в Петербург и сделать скульптором не менее знаменитым, чем он сам. Возражений не последовало, и мальчик отправился покорять столицу.

В Петербурге Антокольский не только сделал его своим учеником, но и ввел в круг творческой интеллигенции. Мальчика тепло принимали в семьях знаменитого критика Владимира Стасова и композитора Александра Серова. Он учился живописи в мастерской Ивана Крамского, а Илье Репину позировал для картины «Воскрешение дочери Иаира»

И. Е. Репин. Портрет И. Я. Гинцбурга (этюд для картины «Воскрешение дочери Иаира»). 1871 год. ГТГ.
И. Е. Репин. Портрет И. Я. Гинцбурга (этюд для картины «Воскрешение дочери Иаира»). 1871 год. ГТГ.

и, конечно же, самозабвенно работал в мастерской Марка Антокольского.

В 1872 году академик Антокольский взял своего юного ученика в поездку по Италии.

В 1878 году, после окончания Реального училища в Санкт-Петербурге, Гинцбург поступил одновременно в Императорское общество поощрения художеств (ОПХ), и скульптурное отделение Академии Художеств, где проучился до 1886 года.
За время обучения в Академии, был награжден одной малой золотой медалью в 1885 году и двумя серебряными медалями, малой - в 1883 году, и большой - в 1884 году.
Был выпущен в звание классного художника 1-й степени и награжден большой золотой медалью за программную работу - барельеф "Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима".

Несомненно, Илья Яковлевич Гинцбург был одним из самых выдающихся русских скульпторов конца 19 начала 20 века.

И.Я. Гинцбург в своей мастерской
И.Я. Гинцбург в своей мастерской

Он одинаково успешно работал, как мастер малой пластики, создавший множество портретов своих современников:

Марк Матвеевич Антокольский
Марк Матвеевич Антокольский
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский
Иван Николаевич Крамской
Иван Николаевич Крамской
Лев Николаевич Толстой за работой
Лев Николаевич Толстой за работой
Илья Ефимович Репин за работой
Илья Ефимович Репин за работой

и как скульптор – монументалист. Он в частности является автором бюста Лермонтову в Пензе

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-10

памятника Гоголю на его малой родине в Великих Сорочинцах

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-11

памятника Пушкину в Екатеринославле

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-12

и многих других монументов.

После смерти в 1902 году своего учителя и друга Марка Антокольского именно Гинцбург стал автором его мемориала на Преображенском еврейском кладбище в Санкт - Петербурге.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-13

После Октябрьской революции 1917 года Илья Яковлевич преподавал скульптуру в петроградских Свободных государственных художественных мастерских. Гинцбург также был деканом скульптурного факультета Вхутемас с 1921 по 1923 год.

Самыми известными его работами после революционного периода стал памятник Плеханову перед зданием Технологического института

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-14

и памятник Дмитрию Ивановичу Менделееву около здания Палаты мер и весов на Московском проспекте.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-15

На стене дома рядом с памятником мозаичное панно, изображающее периодическую систему элементов Менделеева, работы крупнейшего русского художника - мозаичиста Владимира Александровича Фролова, о котором мы с вами обязательно поговорим.

Илья Яковлевич Гинцбург скончался 3 января 1939 года и был похоронен в Некрополе мастеров искусств. Надгробием великому скульптору стал саркофаг из полированного габбро с профилированным карнизом и основанием из запасников Музея городской скульптуры.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-16

Честно сказать надгробие, на мой взгляд, не очень выразительное и если не искать специально надпись «Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург 1859-1939», пройдешь мимо и не обратишь внимания. А вот памятники на могилах

Владимира Васильевича Стасова

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-17

Модеста Петровича Мусоргского

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-18

и Александра Порфирьевича Бородина

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я писал о замечательном скульпторе Марке Матвеевиче Антокольском.-19

работы Ильи Яковлевича Гинцбурга всегда привлекают внимание посетителей Некрополя мастеров искусств, потому что являются настоящими шедеврами мемориальной скульптуры.

На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.