Найти в Дзене

Марк Матвеевич Антокольский - первый скульптор-еврей, который "благодаря своему выдающемуся таланту приобрёл всемирную славу"

Иван Николаевич Крамской. Портрет Скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876 год.
Иван Николаевич Крамской. Портрет Скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876 год.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. 9 июля исполняется 121 год, со дня смерти великого скульптора
Марка Матвеевича Антокольского (1840 – 1902)

Я не претендую на истину в последней инстанции, но лично мне кажется, что максимально точно об Антокольском сказал известный писатель Валентин Домиль:

«Еврейский скульптор, поднявший русскую духовность до небывалой высоты».

Будущий скульптор родился 2 ноября 1840 года в селении Антоколь неподалеку от Вильно (нынешний Вильнюс) в бедной еврейской семье, где уже было шестеро старших детей.
Страсть к рисованию пробудилась в нем очень рано, но совершенно не поощрялась отцом.

По воспоминаниям самого Антокольского, он буквально следил за ним, не позволяя рисовать.
Когда мальчик подрос, родители отдали его в ученики резчику по дереву. Это был своего рода компромисс. С одной стороны, мальчик из порядочной семьи получал более или менее приличную профессию, а с другой по роду занятия он просто обязан был рисовать.

В отличие от родителей Марика Антокольского, хозяин мастерской к которому он попал в обучение, быстро оценил его талант, и начал говоря современным языком маркетинговую компанию по продвижению юного дарования. Вскоре по Вильно прошел слух, что молодой ученик резчика создает удивительные по красоте деревянные фигурки. Спустя некоторое время в мастерскую пожаловала супруга генерал-губернатора А. А. Назимова. Первая леди губернии слыла любительницей и покровительницей искусств. Благодаря её хлопотам и вмешательству супруга сын бедного еврея был принят в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. Произошло это в 1862 году.

Первыми учителями Антокольского в Академии были скульпторы Н. С. Пименов и И.И. Реймерс.
С товарищами по учебе Антокольский практически не общался. Объяснялось это отчуждение в первую очередь плохим знанием русского языка. Там, откуда он приехал, говорили главным образом на идиш. Но с другой стороны ничто не отвлекало от занятий и творчества, в котором на начальном этапе преобладали главным образом еврейские мотивы.

В 1864 году он получил серебряную медаль Академии Второй степени за горельеф «Еврей-портной».

-2

Ещё через год ему была присуждена серебряная медаль Первой степени за вырезанный из слоновой кости и дерева горельеф» «Еврей-скупой».

-3

Не меньшее внимание критиков и ценителей искусства привлекли работы молодого скульптора «Спор о Талмуде», «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху», «Натан Мудрый» и некоторые другие.

«Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи». Гипсовый вариант хранящийся ныне в ГТГ.
«Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи». Гипсовый вариант хранящийся ныне в ГТГ.
«Мальчик крадущий яблоки» 1866 год. ГТГ.
«Мальчик крадущий яблоки» 1866 год. ГТГ.

Крупнейший авторитет в области искусства критик Владимир Васильевич Стасов писал:

«Таких вещей, у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками… как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях… Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне».

Кроме занятий искусством молодой скульптор много времени уделял самообразованию. Он в совершенстве освоил русский язык, много читал и всерьез увлекся российской историей. Постепенно эта тема приобретает в его творчестве все более громкое звучание.

В 1870 году Антокольский представил на суд профессоров Академии художеств, статую «Иван Грозный».

Мэтры Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. Автору было заявлено, что его работа далека от общепринятых канонов и вообще она ни на что не похожа и не может быть принята к рассмотрению.
Однако после того, как скульптуру увидела Великая княгиня Мария Николаевна и придя в полный восторг рассказала о ней своему брату, императору Александру II, отношение академиков к Антокольскому резко изменилось. Ну а после того, как Государь приобрел «Ивана Грозного» за огромную сумму в 8000 рублей вчерашний студент был произведен в Академики.

М. Антакольский «Иван Грозный» (бронза). Русский музей
М. Антакольский «Иван Грозный» (бронза). Русский музей
М. Антакольский «Иван Грозный».  Повторение в мраморе выполненное по заказу П. М. Третьякова. ГТГ
М. Антакольский «Иван Грозный». Повторение в мраморе выполненное по заказу П. М. Третьякова. ГТГ

Гипсовая копия скульптуры была приобретена в Кенсингтонский музей, и это был первый случай продажи работы русского художника на запад.

На молодого скульптора буквально обрушился поток славы. Сам он позже писал об этом:

«Я заснул бедным— встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным».

В 1871 году, Антокольский отправляется на стажировку в Италию за счет Академии.
Исследователи его творчества считают, что несколько лет проведенных в Риме стали самыми плодотворными в его жизни. Уже через год он завершил задуманную ещё до отъезда работу над статуей Петра I.

-8

Статуя создававшаяся для установки в Петергофе, позже стала основой для памятников Петру I в Таганроге и Архангельске.

Интересы скульптора весьма разнообразны. Он создает целую серию бюстов своих выдающихся современников

В. В. Стасов
В. В. Стасов
И. С. Тургенев
И. С. Тургенев
С. П. Боткин
С. П. Боткин
С.С. Поляков
С.С. Поляков

Обращается к истории древнего мира

Смерть Сократа
Смерть Сократа

пытается постичь тайну Божественного

"Христос перед судом народа"
"Христос перед судом народа"

и дьявольского

"Мефистофель"
"Мефистофель"

В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной выставке в Париже. Триумф был грандиозным

Французское правительство наградило русского скульптора орденом Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии художеств, а также Почетным членом Венской, Берлинской и Лондонской академий.

Несмотря на то, что значительную часть времени Антокольский проводил за границей, связи с Россией он никогда не терял, и тема русской истории, по прежнему занимала значительное место в его творчестве.

К числу лучших его работ относятся:

«Нестор летописец»
«Нестор летописец»
«Ермак»
«Ермак»
«Ярослав Мудрый»
«Ярослав Мудрый»

Марк Матвеевич Антакольский скончался 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия).
Тело было доставлено в Россию и захоронено на Преображенском еврейском кладбище.

-19

На надгробном памятнике изображены менора, свиток Торы и Звезда Давида. Автором монумента стал ученик Антакольского И. Я. Гинцбург, академик Императорской Академии художеств, профессор художественных мастерских.

Он же был и автором бронзового бюста своего учителя, который был установлен в центре композиции под звездой Давида. В далеком 1928 году бюст исчез, но вскоре был найден сотрудниками Ленинградского уголовного розыска. После инцидента было принято решение передать скульптуру в Русский музей, где её можно увидеть и сегодня

И. Я. Гинцбург. Портрет скульптора Антакольского.
И. Я. Гинцбург. Портрет скульптора Антакольского.

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская Игоря Селиверстова предлагает заказать монументальную скульптуру в Петербурге. Мы эксперты в создании монументальных композиций для мемориалов, городских улиц, парков и так далее. Работаем с государственными, муниципальными и коммерческими структурами, как в России, так и за рубежом