Когда я первый раз попала в Берлин, в квартире, в которой я поселилась, на входной двери висела табличка «венн ду дас лезен каннст, бист ду кайн думмер весси» («Wenn du das lesen kannst, bist du kein dummer Wessi» - если ты можешь это прочесть, ты не тупой весси).
Казалось бы, осси и весси закончили свое существование 3 октября 1990 года и стали «ein Volk», однако ностальгия по социалистическому прошлому никуда не делась.
Виной тому многие факторы, в частности, бывшие жители восточной Германи продолжают чувствовать себя «чужими» и все еще борются с предубеждениями, которые траслируются в обществе и прессе: недавно Матиас Дёпфнер (глава крупнейшего медиахолдинга в Германии) во внутренних переписках, утекших в прессу, назвал осси «либо коммунистами, либо фашистами, другого там нет».
Дёпфнеру пришлось публично извиниться, но вряд ли извинения помогут бывшим оссис сильнее полюбить немецкие СМИ, которые они называют на митингах и протестах «Lügenpresse».
Еще одной весомой причиной является тот факт, что бывшие восточные (а теперь федеральные) земли имеют лучшее социальное обеспечение, что напрямую связанно с их социалистическим прошлым.
Так, в 1980-х годах в ГДР работало более 90 процентов женщин. В ФРГ же, профессионально заняты были лишь половина всех женщин. При этом в ГДР не практиковалась политика равенства, манифестируемая феминистками, а скорее существовали интересы в политике и на рынке труда; женщины в ГДР были вовлечены в рабочий процесс в гораздо большей степени, чем на Западе (заработные платы в сравнении с мужчинами были меньше, однако эта разница была менее ощутима, чем у их капиталистического соседа).
Кстати, статистика немецких зарплат все еще демонстрирует серьезное отставание западных земель в доходном равенстве полов:
Профессиональная занятость женщин требовала от государства мер по поддержке их материнства и возможности оставить ребенка в детском саду.
На востоке к концу 1980-х годов уровень ухода за детьми государством составлял около 80%. В то же время на Западе этот показатель составлял всего 2%. После объединения в 1990 году в Западной Германии велась бурная дискуссия о ситуации по уходу за маленькими детьми, и было инициировано расширение возможностей для работающих женщин, чтобы большее количество матерей на Западе могли карьерно развиваться. С этого времени и до 2014 года квоты по уходу за детьми между Востоком и Западом постепенно выравнивались.
Прогрессивной выглядела и политика прерывания беременности. В ГДР аборт в первые три месяца разрешен с 1972 года — так называемое «периодическое решение». В Западной Германии аборты были разрешены с 1976 года и только при наличии медицинских или социальных показаний. Попытки консервативных правительств во главе с канцлером Гельмутом Колем после 1982 года еще сильнее ужесточить параграф 218 в пользу защиты нерожденной жизни еще больше разожгли социальные дебаты в Германии.
В ходе воссоединения эта тема снова возникла из-за различных правовых норм, но изначально никакая норма не могла иметь преимущественную силу: в Восточной Германии осталось положение о сроках, в Западной Германии - положение об указании. Компромисс был найден только в июле 1992 года. После долгих дебатов было достигнуто соглашение о постановлении, которое делает аборты легальными, но формулирует обязательное консультирование беременных женщин в качестве обязательного условия. Этот процесс был окончательно юридически завершен в 1995 году.
Другая причина - банальная идентичность, переходящая от родителей к детям, от их детей к их детям, неспособная «вымыться» за 1 или 2 поколения выросших уже при объединенной Германии. Томас Абе, исследовавший историю поколений на Востоке и работавший консультантом проекта «ДНК Востока», различает тех, кто социализировался в ГДР, и тех, кто родился позже. Для тех, кто социализировался в ГДР, по его оценке, чувство общности означает, «что восточные немцы осознают и чувствуют, что они не похожи на западных немцев». Опыт знакомства, по сути дела с чужой культурой, сделал восточногерманские связи и коллективную память только крепче, усилив эффект переживания собственной идентичности сквозь восточное происхождение. Этот особый отпечаток может оказать связующее воздействие и на детей после воссоединения, потому что общий опыт прошлого родителей также имеет свойство создавать особенно крепкие связи.
Шпреевальдские огурчики, ампельман, шампанское Rottkäpchen, многочисленные берлинские музеи о жизни ГДР, пакеты типичных восточнонемецких продуктов на ebay- фасадный социализм ГДР прекрасно продается и сегодня, заставляя исследователей обращаться к феномену разделенной Германии и ее жизни по ту сторону стены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Почему объединенная Германия так и не объединилась
Как и почему разделили Берлин
Подписывайтесь на канал, чтобы больше знать об истории Берлина и Германии и следите за нашим сообществом вконтакте!