Кажется, пора признаться: все мы любим истории про жестокое крошилово. А как иначе объяснить вечера с запойным просмотром документалок про маньяков и бешеную популярность фильмов про серийных убийц? Разбираемся, все ли с нами так, почему наше подсознание требует хлеба, зрелищ и расчлененки и стоит ли искать в этом какие-то скрытые смыслы.
Вот несколько причин одержимостью жуткими историями. Смотрим, читаем, узнаем себя:
Причина первая (и самая банальная). Нам интересна психология убийцы
И хочется разобраться в особенностях его поведения. Мы наблюдаем за тем, как мыслит другой человек, желания и соблазны которого разительно отличаются от наших. Вряд ли же ты просыпаешься утром с желанием порубить кого-нибудь на кусочки (утро понедельника не в счет)? Всегда интересно «копаться» в мотивах и предпосылках, узнавать, как человек встал на кривую дорожку и что к этому привело — вспомните хотя бы интервью Собчачки со Скопинским маньяком.
Причина вторая. Загадки, интриги, расследования
Любой сюжет про убийц и маньяков — это детектив. А любители тру-крайма обожают узнавать подробности про работу криминалистов, отпечатки пальцев, ДНК, форме брызг крови, анализе почерка и голоса. Некоторых маньяков не могли поймать десятилетиями — это были сложные расследования, за ходом которых очень залипательно наблюдать.
Причина третья. Так мы выбрасываем негативные эмоции
Для человека в подавленном и тревожном состоянии такая документалка может иметь чуть ли не терапевтический эффект. Истории о жестокостях вызывают сильные эмоции — и с их выходом мы испытываем определенное облегчение. Это не значит, что смотря на маньяка и его жертву, мы представляем себя и начальника, скорее просто проецируем выход агрессии на экране на личные чувства.
Причина четвертая. Птичку жалко
Многие люди по своей природе склонны к состраданию и глубокому переживанию чувств других. И речь не только о жертвах —- за жестокими деяниями серийников обычно скрываются детали о трудном детстве, издевательствах и насилии. Это помогает увидеть в преступнике человека и лишний раз доказать себе, что доброта и любовь точно спасут мир.
Причина пятая. Сейчас будет про секс
Доминирование и подчинение — чуть ли не попсовая сексуально-любовная фантазия. И тут наше подсознание играет с нами злую шутку. В сюжете про маньяков мы находим это ощущение опасности, напряжения и власти. Пугаться этого не стоит, просто главные герои документалок и сериалов становятся воплощением темной и табуированной стороны сексуальности. В Америке 80-х Фредди Крюгер вообще стал секс-символом поколения (хоть он и вымышленный персонаж), а Тед Банди даже после поимки пачками получал любовные письма от поклонниц. Что ж поделать, любят девчонки плохих парней.
Причина шестая. Предупрежден — вооружен
Изучив тот или иной сюжет про серийника, мы получаем мнимое ощущение безопасности. И неосознанно выстраиваем алгоритм «как делать не надо». Ведь вряд ли после просмотра «Фишера» пойдешь гулять в одиночку по темному лесу? Понятно, что нельзя предугадать, где именно тебя поджидает опасность. Но внутреннее чувство, что знаешь, как можно избежать неприятностей, важно для каждого.
Подытожим. Ничего странного и страшного в любви к документалкам и фильмам про маньяков и серийных убийц нет. Так что смотрим, наслаждаемся, но не забываем оставлять на ночь свет включенным.