Наверняка вы подумали о каком-то базовом английском для уровня Elementary или Pre-Intermediate. И отчасти это правда. Но вот то, что это расшифровывается как British American Scientific International Commercial, знает далеко не каждый.
Что это такое?
Концепция получила развитие в 30-е годы 20 века и была относительно популярной вплоть до конца Второй Мировой войны. Basic English — это 850 английских слов и прилагающийся к ним набор простейших правил, при этом тексты, написанные на basic english, не должны звучать неестественно и резать ухо носителю.
Создателем концепции был C. K. Ogden, однако он не был расположен что-либо в ней развивать и модифицировать, напротив, считал ее весьма совершенной. С чем впоследствии оказался не согласен ее поклонник и известный историк методологии английского языка I.A.Richards, который продекларировал свою книгу «Английский по картинкам» («English through pictures», хотя изначально она называлась как «A pocket book of basic english») как развитие концепции.
Сказать, что Basic English — просто упрощенный язык, тоже будет неправильно. Яна самом деле его цели были куда более амбициозны— он метил в конкуренты эсперанто и всем искусственно созданным языкам. В конечном итоге — претендовал на роль языка мирового общения, что особенно стало востребовано после окончания Второй мировой.
Согласно замыслу создателя, на этом языке можно выразить все, а чтобы выучить его, потребуется неделя, в крайнем случае — месяц.
Интересно, что адепты данного метода умудрились переводить на basic английскую литературу, в чем значительно преуспели. Так, существует «Остров сокровищ» и пьеса Бернарда Шоу «Оружие и человек», написанные на нормальном читаемом языке, а тем не менее это basic. Другие лингвисты создавали на basic тексты для обучения.
Итак, Basic English включал в себя 850 слов и простейшие грамматические правила. Среди этих 850 слов были 150, обозначающих качества, 600 — предметы, и 100 можно охарактеризовать как «операционные» слова, то есть основные глаголы, предлоги, артикли, которые помогают выразить мысль. Таким образом, становится ясно, что основная роль в данном языке отводится составным частям фразовых глаголов. Кроме того, учитывая особенности английского языка, а именно то, что существительное может плавно переходить в герундий или причастие, то различные end, act, sleep, и т.д., давали довольно много пространства для вариаций.
Критика
С одной стороны, запомнить 850 слов действительно не потребует большого количества времени, с другой — с их помощью потребуется выразить огромное количество смыслов. Вспомним фразовые глаголы, ведь как раз ими овладевает только сильнейший на продвинутых уровнях. Если до этого студент изучал новые слова для того, чтобы передать оттенки смысла, то теперь необходимо изучать многозначность определенных слов и выражений.
У этого языка нет «носителей», а значит, нет никакого эталона. В таком случае как раз «не-носители» будут в приоритете, поскольку им легче выразить мысль на искусственном ненатуральном языке, тогда как носитель будет вынужден медленно переводить со своего классического английского на basic.
Ну и конечно, первое, что слышали адепты, — это обвинение в «неестественности» такого языка. Сами посудите: на basic вы не сможете сказать ни goodbye, ни good evening, а также употребить простейшие общепринятые слова, такие как like, understand, sit и т.д.
На эту претензию автор теории отвечал, что у вас есть возможность выразить все это другими средствами, звучание которых также естественно. Тем не менее для преподавателей не так легко было постичь разницу Basic English как стройной концепции и Basic English как то, что ассоциируется с простым повседневным языком.
Итоги
После войны вопрос обучения английскому языку достиг правительства Великобритании, поднимался в палате общин, и окончательная точка зрения была выражена Уинстоном Черчиллем в его речи. Она, с одной стороны, подняла изучение английского на знамя и порекомендовала использовать Basic English, с другой стороны — принятие решений по этому вопросу было отдано на откуп региональным British Councils, которые обычно предпочитали выбирать совсем другой путь.