Найти тему
diletant.media

Матильда против Матильды

Оглавление

Может, императрица Матильда и смирилась бы с утратой короны Англии. Но вот унизительного положения бастарда она стерпеть не могла.

В середине 12-го века в Англии началась длительная гражданская война. Причина банальная — борьба за корону. Для Средних веков ситуация привычная. Но вот то, что на определённом этапе каждую из противоборствующих сторон возглавляла женщина по имени Матильда, — явление уникальное.

У английского короля Генриха I было много сыновей. Но все — бастарды (кроме одного, который трагически погиб). А законнорожденной была только дочь Матильда (чью мать, кстати, также звали Матильдой), родившаяся в 1102 году. И король решил объявить наследницей именно дочь. Но с этим не хотел мириться племянник Генриха I по имени Стефан. Юноша тоже мечтал оказаться на троне. Но в нашем случае гораздо важнее, что жену Стефана тоже звали Матильдой. Причём обе девушки были ровесницами и родственницами.

Императрица

Дочь Генриха I ещё в семь лет была обручена с императором Священной Римской империи. Чтобы жених (который был почти на двадцать лет старше невесты) не передумал, девочку уже в девятилетнем возрасте отправили в Германию. В 12 лет Матильда стала официальной женой императора.

Делиться реальной властью с ребёнком никто из немецкой родни не собирался. Более того: после смерти императора Матильду тут же отправили обратно к папаше. За ненадобностью. Молодая вдова на всю жизнь затаила глубокую обиду на эту несправедливость. А и без того непростой характер у неё стал совершенно несносным. Зато в историю Англии она вошла как императрица Матильда. Хотя на самом деле короноваться ей так и не довелось.

Генрих I поспешил устроить для дочери новый брак. Жених по имени Жоффруа сыскался в Анжуйском графстве. Тут надо напомнить, что английский король одновременно оставался герцогом Нормандии. И союз с анжуйцами мог быть очень полезен для защиты владений во Франции.

Матильда, дочь Генриха I. (Wikimedia Commons)

Правда, жениху на момент свадьбы было всего 13 лет. Матильда, которой исполнилось уже 25, поначалу мужа ни во что не ставила. И упрямо именовала себя императрицей. Да и с какой стати дочери короля и вдове императора размениваться на титул какой-то графини?

Главным утешением Матильды в этой истории была клятва, которую принесли все вельможи Англии. По требованию Генриха I дворяне признали её своей будущей королевой. И позднее дважды подтверждали присягу.

Тем временем у Матильды и Жоффруа кое-как наладилась семейная жизнь. У императрицы и графа родилось трое сыновей.

Генрих I уверовал в то, что будущее семьи в безопасности. Под конец жизни король превратился в милого дедушку. Он месяцами гостил у дочери в Нормандии (где та поселилась) и нянчился со старшим внуком, которого тоже звали Генрихом. Король как будто чувствовал, что именно этот малыш и станет основателем знаменитой династии Плантагенетов. Но поначалу всё складывалось вовсе не так благополучно, как задумывал стареющий монарх.

Королева

Английские рыцари в 12-м веке нарушали клятвы с такой же лёгкостью, с которой их и давали. После смерти Генриха I в 1135 году о своих претензиях на корону объявил его племянник Стефан Блуаский. Он не стал дожидаться прибытия двоюродной сестры из Нормандии и объявил себя королём. Это решение нашло поддержку и у баронов (которым пообещали новые земли), и у духовенства (которому не нравилась сама идея воцарения женщины).

-2

Стефан Блуаский. (Wikimedia Commons)

Оставалась только заминка с принесённой ранее клятвой. Но выход был найден очень простой. Императрицу Матильду объявили незаконнорожденной. Ведь её мать, Матильда Шотландская, в юности провела некоторое время в монастыре. А значит, давала обет целомудрия. Следовательно, появившаяся позднее на свет дочь рождена во грехе.

Может, императрица Матильда и стерпела бы утрату короны Англии. Тем более что в статусе правительницы Нормандии она чувствовала себя весьма уверенно. Да и в Лондон никто её не приглашал. Но вот унизительного положения бастарда она стерпеть не могла. И энергично начала готовиться к отмщению.

Брат против брата

В 1135 году Англия на два десятка лет погрузилась в пучину тяжёлой гражданской войны. Сторонники императрицы Матильды и Стефана Блуаского подвергли родную страну страшному разорению. Желая обескровить соперника, рыцари обеих сторон беспощадно сжигали деревни и громили города.

Причём вскоре выяснилось, что императрица Матильда обладает железной волей и талантами военного предводителя. Она сумела привлечь на свою сторону многих видных дворян и натравить на двоюродного братца шотландских родственников. Решительная женщина смогла прочно закрепиться на территории Западной Англии.

Вскоре стало понятно, что Стефану не хватает элементарного везения. Он последовательно проигрывал двоюродной сестре как на дипломатическом, так и на военном поприще. Драматическая развязка наступила в 1141 году. В битве при Линкольне несчастный Стефан Блуаский угодил в плен. По преданию, мстительная императрица приказала заковать монарха в цепи (что было неслыханным случаем для коронованной особы в Англии).

-3

Битва при Линкольне. (Wikimedia Commons)

Не мешкая, Матильда вступила в Лондон, где начались приготовления к её коронации. И здесь во всей красе раскрылся скверный нрав императрицы. Надменная и нетерпимая женщина ещё как-то могла считаться с привилегиями родовитой знати. Но бюргеров Лондона она открыто презирала. И решила проучить их отдельным грабительским налогом. То есть фактически контрибуцией. Это оказалось роковой ошибкой. Горожане мгновенно подняли восстание против подобного произвола.

И тут выяснилось, что хотя бы в одном несчастному Стефану несказанно повезло. Его жена Матильда Булонская оказалась не менее решительной и волевой, чем её амбициозная тёзка. Она собрала из сторонников Стефана новую армию и лично возглавила поход на Лондон. Императрица Матильда едва успела сбежать из столицы к своим сторонникам на западе Британии.

Через пару месяцев в решающей битве при Винчестере сошлись армии двух Матильд. Войска императрицы потерпели сокрушительное поражение. Она сама спаслась лишь чудом (по преданию, в свинцовом гробу, притворившись мёртвой). Но самое ужасное — в плен на этот раз угодил Роберт Глостерский. Этот незаконнорожденный сын Генриха I был одним из самых способных и авторитетных полководцев императрицы. И она лично очень симпатизировала сводному брату. Её суровое сердце дрогнуло. В итоге начались переговоры двух соперниц.

После мучительных раздумий императрица согласилась на компромисс: обменять сводного брата на двоюродного — Роберта Глостерского на Стефана Блуаского. Это было очень непростое решение для императрицы Матильды. Ведь таким образом она сама выпускала на свободу своего главного врага в борьбе за корону. А взамен получала хоть и полезного воина, но всего лишь бастарда. Который, кстати, уже однажды нарушил свою клятву верности ей.

Неожиданная развязка

Спасённый своей женой Стефан был восторженно встречен лондонцами. Он немедленно короновался во второй раз. Но его соперница в борьбе за трон не собиралась сдаваться. Она укрылась неподалёку в Оксфорде. И три месяца упорно держала оборону в цитадели против превосходящих сил Стефана. А когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, императрица совершила свой последний подвиг. Холодной зимней ночью она выбралась из крепости и по льду Темзы добралась до замка своего верного союзника Брайена Фиц-Каунта (чью жену, кстати, тоже звали Матильдой).

В последующие годы военная удача отвернулась от императрицы Матильды. Тем более что рыцари в очередной раз начали массово переходить на сторону того, кто одерживал победы. То есть Стефана. И даже высадка в 1147 году юного Генриха Плантагенета в Англии во главе крупного отряда не изменила ход войны. Вскоре императрица Матильда покинула остров и поселилась в Нормандии. Казалось, что о её претензиях на власть в Англии можно забыть. Но фортуна в очередной раз покинула Стефана.

-4

Стефан Блуаский и Генрих Плантагенет. (Wikimedia Commons)

В 1153 году Генрих Плантагенет рискнул ещё разок высадиться в Британии с отрядом верных рыцарей. Стефан, недавно переживший смерть жены Матильды Булонской, действовал нерешительно и хотел заключить перемирие. Это разочаровало его старшего сына Евстахия. Юноша, будучи самым непримиримым противником анжуйцев, покинул войско отца. А вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. Ссора с горячо любимым сыном, а затем и его смерть сломили Стефана. Он был раздавлен и больше не хотел воевать. Видя это, рыцари в очередной раз начали переходить от одного сюзерена к другому. Армия Генриха Плантагенета стремительно росла, а силы Стефана с такой же скоростью таяли.

В этих условиях был заключён необычный договор. В обмен на мир король Стефан признавал своим наследником Генриха Плантагенета (притом что был жив младший сын монарха — Вильгельм де Блуа). И уже в 1154 году императрица Матильда могла считать себя отомщённой: Стефан умер, а трон Англии под именем Генриха II занял её родной сын.

А через три года произошло ещё одно знаменательное событие. Правда, современники вряд ли обратили особое внимание на рождение третьего сына в семье английского короля. Однако в истории Европы этому внуку Матильды было суждено стать одним из самых знаменитых правителей и полководцев. Малыша назвали Ричард, а потомки дали ему прозвище Львиное Сердце.