Найти тему
Hélène Fourment

Последний каприз Калигулы

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Сегодня будет необычная история, с одной стороны она поражает воображение и изумляет до крайности, с другой - по завершении остается чувство сожаления и невосполнимой утраты. Разочарование, что мы раз за разом теряем то, что могли бы сохранить и передать потомкам. Всё... выключаю говорящего во мне реставратора, включаю любителя старины и редких произведений искусства.

мраморный бюст Калигулы, I век
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
мраморный бюст Калигулы, I век Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Гай Светоний Транквилл в своей работе "Жизнь двенадцати цезарей" пишет о развлечениях римского императора Калигулы такие подробности: "Он постро­ил либурн­ские гале­ры в десять рядов весел, с жем­чуж­ной кор­мой, с раз­но­цвет­ны­ми пару­са­ми, с огром­ны­ми купаль­ня­ми, пор­ти­ка­ми, пир­ше­ст­вен­ны­ми поко­я­ми, даже с вино­град­ни­ка­ми и пло­до­вы­ми сада­ми вся­ко­го рода: пируя в них средь бела дня, он под музы­ку и пенье пла­вал вдоль побе­ре­жья Кам­па­нии".

Что-что? Купальни, портики, виноградники? На галере?

Ну, ладно, виноградники это отдельные лозы в кадушках, "плодовые сады" с натяжкой тоже в горшках или ящиках могли быть. Закрытые помещения на галере приспособить для пиршества тоже возможно... Но портики? Портик - это из мрамора, это тяжёлая конструкция! И вообще, портик это храм! Парфенон древнегреческий помните?

Вот такое строение на корабле, пусть даже с деревянной крышей?!
Вот такое строение на корабле, пусть даже с деревянной крышей?!

Да... любили древнеримские историки описывать великие сооружения, нереальные постройки, грандиозные достижения и подвиги, гигантские плавучие средства. Больше, выше, сильнее... Но не настолько же!!!

А греки? Греки, похоже, и стали примером для нездорового подражания невыдержанного и истеричного правителя Древнего Рима, Гая Юлия Цезаря Августа Германика по прозвищу "Калигула".

Греческий писатель Афиней Навкратийский (ок. 200 г. н.э.) рассказывает в своей книге «Пир мудрецов», что правитель Сиракуз Гиерон II поручил Архимеду спроектировать огромный корабль. И что вы думаете? Античное греческое торгово-транспортное судно, названное "Сиракузия" было построено и спущено на воду примерно в 240 году до н.э.! Оно отличалось такими размерами, что вмещало декоративные сады, палестру (спортивный зал), библиотеку и храм, посвященный богине Афродите. Когда корабль был построен, он с грузом зерна был послан в качестве подарка египетскому царю Птолемею III. Благополучно совершив переход, гигантский корабль прибыл в порт Александрии. Масса его составляла от 1600 до 1800 тонн. Историки и художники в разные века силой воображения пытались представить и изобразить это невероятное судно. Картинки получались фантастические!

Предполагаемый вид "Сиракузии". Башни - по описаниям древних историков они тоже были и преследовали чисто военные цели. Сиракузия строилась как военный флагман, а не как мирный "зерновоз".
Предполагаемый вид "Сиракузии". Башни - по описаниям древних историков они тоже были и преследовали чисто военные цели. Сиракузия строилась как военный флагман, а не как мирный "зерновоз".

Египет? Ещё как! Птолемеи, род новых правителей Египта претендовали на происхождение от Диониса, и, начиная с Птолемея IV, в Александрии стали устраивать мистерии, посвящённые этому богу. Именно с того времени александрийский двор стал славиться неслыханной роскошью. Вот такая двухэтажная дворцовая баржа была построена для Птолемея IV и его жены Арсинои III около 200 года до нашей эры:

«Построил Филопатор и речное судно, так называемую „барку с каютами“, длина которой достигала полутора стадий (277,5 м), а ширина тридцати локтей (13,5 м), высота же вместе с палубными надстройками — почти сорок локтей (18 м) - пишет Плутарх.
«Построил Филопатор и речное судно, так называемую „барку с каютами“, длина которой достигала полутора стадий (277,5 м), а ширина тридцати локтей (13,5 м), высота же вместе с палубными надстройками — почти сорок локтей (18 м) - пишет Плутарх.
А таким изобразил таламегас Н. Витсен в 1671 году
А таким изобразил таламегас Н. Витсен в 1671 году

Почему "и речное судно"? Так он ещё и военный морской корабль-гигант построил... Описания всех этих кораблей поражают, каждому можно отдельную статью посвятить.

Вы скажете: так эти историки - сказочники, они же жили намного позже описываемых событий и создания гигантских махин, они никогда не видели их и преувеличивали их размеры, мощь и роскошь. Афиней жил на 400 лет позже Архимеда и его "Сиракузии", а Гай Светоний родился через тридцать лет после смерти Калигулы. Не мог он видеть, как тот на кораблях бороздил морские просторы вдоль берегов Кампании. Я сама всегда так и думала и относилась к этим описаниям древних авторов с некоторой долей сарказма.

Однако, Калигула, капризный и самовлюблённый, психически нездоровый император, свои гигантские корабли-дворцы всё таки построил! Вернее, один корабль - дворец, а второй корабль - храм. Скандальный император пробыл у власти всего четыре года, а его драгоценные корабли в итоге оказались на глубине 18-ти метров, ненадолго пережив своего владельца.

Я намеренно не стала показывать вам фантазийные рисунки художников 19-го века, какими они представляли эти невообразимые корабли.

Я покажу вам... их реальные фотографии. И реконструкции на основе исследований и находок учёных, как они могли выглядеть на плаву.

Каждый раз, возвращаясь к этой теме, я переживаю: как?!! Как можно было не сохранить это чудо древности, это восьмое Чудо света, которое дошло до нашего времени вопреки всему, попало к нам в руки... и было так бездарно утрачено навсегда?!!

Корабли, образцы роскоши и великолепия, Калигула приказал построить на небольшом вулканическом озере Неми, которое находится в Альбанских горах в 30 км к юго-востоку от Рима.

Озеро в античные времена было связано с богиней Дианой, его называли Speculum Dianae или «Зеркало Дианы». На его берегу были раскопаны остатки храма, посвященного этой богине.
Озеро в античные времена было связано с богиней Дианой, его называли Speculum Dianae или «Зеркало Дианы». На его берегу были раскопаны остатки храма, посвященного этой богине.

Название его происходит от латинского слова «святое дерево», максимальная глубина достигает 33-х метров, а площадь всего 1,67 кв. км. Он имел на этом озере виллу, и, возможно, именно в связи с культом Дианы построил несколько очень больших и роскошных барж. Согласно изысканиям, один корабль был плавучим святилищем для осуществления обрядов в честь Дианы Неми, а другой — прогулочной баржей с постройками на ней. После убийства Калигулы в результате заговора оба корабля были затоплены.

Удивительно, что проходили столетия, а знание, что где-то на дне озера покоятся гигантские корабли - не потерялось, оно передавалось от поколения к поколению. Местные рыбаки вылавливали в озере сетями обработанные куски дерева и разные металлические предметы и использовали их для своих нужд: продавали или переплавляли.

В середине 15-го века, действительно, нашли первый огромный корабль, размером предположительно 71 метр в длину и 21 метр в ширину. О том, чтобы осуществить подъем судна, речи не шло - не хватало технических возможностей.

Снова проходили века, корабли так и покоились на дне. Наступил 19-й век. Очередные искатели сокровищ - англичане, оказались более удачливыми: ободрали с судна бронзовые, золотые и мраморные украшения, орнаменты и мозаики, которые затем продали в различные британские музеи.

В 19-м веке к подъему со дна художественных ценностей люди подходили уже более профессионально. На рисунке изображён водолазный колокол, использованный при строительстве туннеля Темзы (около 1878 г.).
В 19-м веке к подъему со дна художественных ценностей люди подходили уже более профессионально. На рисунке изображён водолазный колокол, использованный при строительстве туннеля Темзы (около 1878 г.).

В конце 19-го века ещё не могли поднимать корабли с такой глубины, зато уже смогли поживиться добычей.

В начале XX века подводные археологи нашли в озере Неми еще одно огромное судно - шестьдесят метров в длину и двадцать в ширину. Оба судна были исследованы водолазами. Выяснилось, что они действительно были плавучими дворцами - с мраморными колоннами и мозаичными полами, статуями и галереями.

В 1927 году диктатор Бенито Муссолини распорядился поднять корабли во что бы то ни стало. Он ставил себе целью возродить великую Римскую империю, и корабли восприняли как достояние нации.

Поэтому древние артефакты и корабли должны были символизировать некую преемственность между Римской империей и новой империей фашистов.

Технические возможности XX века делали подъем корабля уже возможным, но все равно этот процесс занял целых 5 лет. Пришлось осушать озеро, а по его дну прокладывать рельсы, чтобы по ним вывезти суда.

И вот теперь мы дошли до фотографий.

Бенито Муссолини наблюдает за откачкой воды из озера Неми, 20 октября 1928 года.
Бенито Муссолини наблюдает за откачкой воды из озера Неми, 20 октября 1928 года.

Откачка воды заняла больше года. 7 сентября, когда уровень воды опустился на добрые двадцать два метра, первый корабль оказался полностью на поверхности, а в конце января 1930 года всплыл и второй.

Электронасосы, установленные на плавучей платформе откачивают воду из озера.
Электронасосы, установленные на плавучей платформе откачивают воду из озера.

Остовы кораблей, а также многочисленные артефакты извлекли со дна озера.

Один из кораблей показался из воды
Один из кораблей показался из воды

Два судна, которые в наше время были обозначены как Prima Nave и Seconda Nave (Первый корабль и Второй корабль), имели размеры 70 м x 20 м (230 футов x 66 футов) и 73 м x 24 м (240 футов x 79 футов) соответственно. Ширина печально известного "Титаника" составляла, кстати, 28 метров. Представляете их размер!

Первые экскурсии. Итальянцы осматривают корабль, лежащий на осушенном дне озера.
Первые экскурсии. Итальянцы осматривают корабль, лежащий на осушенном дне озера.
Корабль, установленный на "рельсы" для подъема на берег
Корабль, установленный на "рельсы" для подъема на берег
-13

Деревянный пятиметровый якорь со свинцовым блоком с одного из кораблей

Диктатор Муссолини у кораблей в день открытия музея
Диктатор Муссолини у кораблей в день открытия музея

Артефакты, найденные на кораблях, поражают воображение, о них можно написать отдельную статью, об их устройстве, применении и о том, что европейцы смогли повторить механизмы предков лишь спустя полтора тысячелетия.

Схематичная реконструкция на компьютере, как мог выглядеть корабль-храм, по бокам которого располагались гребцы на веслах.
Схематичная реконструкция на компьютере, как мог выглядеть корабль-храм, по бокам которого располагались гребцы на веслах.

На нём весла располагались не в корабельных бортах, а в выступающих за пределы борта помостах — апостиках, на каждое весло приходилось четыре-пять гребцов.

А так, предполагают исследователи, мог выглядеть корабль-дворец, на основании поднятых со дна и изученных предметов корабельного оборудования и остатков построек на палубе.
А так, предполагают исследователи, мог выглядеть корабль-дворец, на основании поднятых со дна и изученных предметов корабельного оборудования и остатков построек на палубе.

Самостоятельно второй корабль передвигаться не мог, он следовал на буксире либо за первым гребным судном, либо для этого использовались дополнительные гребные лодки.

Корпус корабля № 1 был завален строительным мусором, оставшимся от зданий дворца.
Корпус корабля № 1 был завален строительным мусором, оставшимся от зданий дворца.

Всё это было поднято, аккуратно разобрано и изучено учёными и историками. Были сделаны десятки открытий.

Вот и колонны, высота их 4 метра, а за ними экспонат - реконструкция крыши храма, построенной из дерева и покрытой металлическими пластинами, часть пластин экспонируется рядом.
Вот и колонны, высота их 4 метра, а за ними экспонат - реконструкция крыши храма, построенной из дерева и покрытой металлическими пластинами, часть пластин экспонируется рядом.
Части антаблемента, лежавшего на колоннах, выставлены во дворе музея.
Части антаблемента, лежавшего на колоннах, выставлены во дворе музея.
Крыша храма, в верхней части экспозиции можно видеть реконструкцию, представить её внешний вид. Внизу - подлинные листы покрытия крыши, поднятые с одного из кораблей.
Крыша храма, в верхней части экспозиции можно видеть реконструкцию, представить её внешний вид. Внизу - подлинные листы покрытия крыши, поднятые с одного из кораблей.
Свинцовая античная водопроводная труба с четкими буквами имени владельца судна - Калигула.
Свинцовая античная водопроводная труба с четкими буквами имени владельца судна - Калигула.

Национальный музей римских кораблей, сооруженный в 1935 г. на берегу озера Неми для хранения поднятых со дна этих барж Калигулы, был частично разрушен в ночь с 31 мая на 1 июня 1944 г. из-за пожара — во время последнего отрезка Второй мировой войны. При этом неизвестно, кто был виновником пожара, отступающие ли немецкие войска, по соседству с музеем располагалась германская батарея, или же пожар возник из-за случайных людей. Снова музей открылся в 1988 г. Однако его экспозиция теперь не может похвастаться подлинными остовами кораблей Калигулы - нам остались только их чёрно-белые фотографии.

В следующей статье расскажу подробно о разных находках, сделанных при подъеме кораблей, об открытиях и об экспонатах , которые уцелели и экспонируются в музее сегодня, таких, как на фото ниже.

Бронзовые украшения с корабля из озера Неми - головы животных с кольцами для швартовки. Национальный музей археологии, Рим.
Бронзовые украшения с корабля из озера Неми - головы животных с кольцами для швартовки. Национальный музей археологии, Рим.

Здесь вы можете прочитать продолжение:

Дорогие друзья! Если вы это читаете, значит вы дочитали эту статью до конца и, надеюсь, вам было интересно. Не скупитесь на лайки, нажмите пальчик вверх. Канал не монетизирован. Только ваши лайки мне показывают, что подобные статьи востребованы.

Иначе у меня создаётся ощущение, что все читатели засыпают на середине повествования. Дочитки растут, а лайков нет.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки