60 лет назад начались съемки фильма «Я шагаю по Москве». Оптимистичная и жизнерадостная лента, снятая в 1963 году, стала главным кинематографическим символом хрущевской оттепели. Однако без претензий от руководства не обошлось. «А где мораль, смысл?! Чему учит этот фильм зрителя?» - упрекали киноначальники режиссера фильма Георгия Данелия.
Лирическая сцена, из которой вырос фильм
История создания «Я шагаю по Москве» противоречит всем многочисленным советам, доступным сейчас в руководствах и книгах для начинающий кинодраматургов.
Первоначальная идея съемки фильма принадлежала сценаристу Геннадию Шпаликову. Ограничивалась она всего одной пронзительной немой сценой: девушка, держа в руках туфли, идет босиком под дождем, а рядом на велосипеде едет промокший молодой парень, держа над ней зонтик. «Хорошо, и что дальше?» - спросил заинтересованный Данелия. «Дальше я пока не знаю», - признался сценарист.
Лирическую сцену вставили в середину фильма. Снимать в ней, кстати говоря, пришлось сразу трех девушек. Над сценой работали два дня. Сначала крупным планом сняли актрису Светлану Беседину, светловолосую и стройную. Однако на следующий день она почему-то не пришла.
Ассистенты поехали во ВГИК и привезли студентку с похожей фигурой, сделали общий план. Но оказалась, что ей нужно срочно уезжать на важный экзамен. И получилось, что босые ноги крупным планом принадлежат третьей девушке – журналистке газеты «Известия», которая в тот день приехала на интервью с Георгием Данелия.
Просто шагаем по Москве
Название фильма полностью оправдывает разворачивающееся в нем действие. Все 73 минуты несколько молодых людей шагают по столице: иногда – вдвоем, иногда – втроем, а время от времени к ним присоединяется девушка. Все юные, красивые, веселые. По дороге они шутят, ссорятся, влюбляются, помогают другим людям, один из них на ходу женится.
Так они обойдут весь центр столицы: Ленинский проспект, Чистопрудный бульвар, Красную площадь (тогда по ней еще ездили автомобили), Парк имени Горького… Настоящий путеводитель по Москве 60-х годов прошлого века. «Вам в Третьяковку надо? – спрашивает Коля, герой Никиты Михалкова, японского туриста. – Вы здесь не проедете! Здесь строится Новый Арбат, Нью Арбат, понимаете?!»
На Арбате после той масштабной стройки осталось мало исторических зданий. Среди них три доходных дома конца XIX века, которые сейчас входят в состав элитного квартала «Театральный Дом» на Поварской улице.
Бережная реставрация исторических фасадов, произведенная ГК «Галс-Девелопмент», позволила сохранить великолепие неоклассики, дополненного со стороны внутреннего двора архитектурой в стиле модерн. Узнать об этом и других проектах застройщика, можно на сайте девелоперской компании.
Заходят друзья и в ГУМ, где продавщицей работает Алена. Всего за несколько лет до съемок фильма в этом здании располагались различные конторы и коммунальные квартиры, потом его хотели снести. Подробнее прочитать об этом можно в статье «Кто из советских руководителей хотел снести ГУМ и почему им это не удалось».
А главной торговой витриной страны ГУМ стал лишь при Никите Хрущеве. В фильме «Я шагаю по Москве» ГУМ можно увидеть обновленным, сразу после капительного ремонта.
Заканчивается действие на станции метро «Университет», где герои прощаются и разъезжаются в разных направлениях. Интересно, что в 1963 году эта станция еще была конечной, и поехать можно было только в одном направлении. Однако уже в следующем 1964 году, когда состоялась премьера кинокартины, красную ветку метрополитена продлили до метро «Юго-западная».
Очень умный полотер
Ответ на вопрос об идее фильма Данилия со Шпаликовым вкладывают в уста «очень умному полотеру». Когда один из главных героев, начинающий писатель из Сибири Володя, заходит в гости к известному московскому литератору, то сталкивается с полотером, который в отсутствии хозяина квартиры учит молодого сибиряка жизни.
Эту сцену придумали в процессе съемок фильма, и на поиски актера времени не было. Георгий Данелия попросил исполнить роль своего коллегу – режиссера Владимира Басова. До этого момента последний снимался лишь в эпизодических ролях. А полотер стал первой серьезной актерской работой Басова.
В монолог этого героя, вспоминал позже Данелия, авторы вложили то, что им говорили цензоры. А ответы молодого писателя символизировали то, что говорили цензорам они. «Где в твоем рассказе правда характеров, смысл? – спрашивает сибиряка полотер. – О чем рассказ?!». «О хороших людях», - отвечает Володя. И в этом, наверное, главная мораль фильма Данелия, фильма о хороших людях, хорошем настроении, Москве и молодости, фильма, который смотрят уже 60 лет.