Между Ахматовой и Цветаевой никогда не было дружбы, но была какая-то особенная связь. Поэтессы встретились спустя годы редкой переписки.
В письмах импульсивная Цветаева признавалась в любви Анне Андреевне, сопереживала, радовалась и страдала. Сдержанная же Ахматова была снисходительна к Марине Ивановне, как и в целом к тем, кого интересовала ее персона. Она вообще держалась «как экс-королева на буржуазном курорте», как точно отметила Лидия Гинзбург, ее подруга. Цветаева ощущала эту дистанцию и признавалась в этом коллеге-поэтессе: «… высόко от Вас!».
Ответы Ахматовой (фото ниже) были короткими. Она сетовала на аграфию, на то, что не пишет никогда и никому. При этом признавалась, что бесконечно дорожит добрым отношением Марины, благодарит за посвященные ей стихотворения.
Последнее, известное нам письмо Цветаева отправила в 1921 году, кстати, ответа на него не получила. Прошло 20 лет, и они взглянули друг другу в глаза.
Счастливая квартира № 13
Долгожданную встречу с любимой поэтессой Цветаевой устроил Пастернак в 1941 году. Анна Андреевна тогда приезжала в Москву, пытаясь спасти сына (Льва Гумилева арестовали в 1938 году). Как обычно, Ахматова остановилась на Большой Ордынке у драматурга Виктора Ардова и его супруги режиссера Нины Ольшевской.
Ардовы занимали 60-метровую квартиру в южном флигеле дома №17 (фото ниже). Концентрация талантов в их комнатах была сумасшедшей. Здесь бывали Бродский, Шостакович, Зощенко. Именно у Ардовых читались первые главы «Доктора Живаго». Сюда-то и приходила 7 и 8 июня по приглашению Пастернака Цветаева.
По воспоминаниям Ахматовой, в первый день Цветаева пробыла у Ардовых семь часов и почти все время молчала, в следующий вечер пришла вновь. Знакомство проходило скорее обыденно, «без пошлых процедур», вежливого «очень приятно» и восторженного «так вот Вы какая» - такой сцена осталась в памяти Виктора Ардова (фото ниже). В первые минуты после знакомства Цветаева держалась очень робко и напряженно. Какое-то время поэтессы вместе с семьей Ардовых пили чай, потом удалились и беседовали наедине два-три часа.
Хозяйка дома Ольшанская вспоминала, что было заметно, насколько Анна Андреевна разделила горе Марины Ивановны (тогда и муж, и дочь Цветаевой находились в лагере). Прощаясь, Ахматова перекрестила ее.
Второй московский дом Ахматовой
Анна Андреевна впервые оказалась у Ардовых задолго до встречи с Цветаевой, в 1938 году, благодаря участию поэта Мандельштама. Она часто посещала его во время приездов в Москву. Как-то у Мандельштамов было слишком людно, и Осип проводил Ахматову на Ордынку.
Ахматовой было комфортно в этой семье. Она жила у Ардовых месяцами. Нина стала одной из ее близких подруг. Анна Андреевна занимала комнатку Алеши (актер Алексей Баталов, сын Ольшанской и Владимира Баталова), а тот уходил спать на диван в главную комнату (на фото ниже Алексей Баталов с отчимом Виктором Ардовым).
Музей в квартире Ардовых так и не случился. Сейчас гуляя по Замоскворечью, можно легко не заметить дом №17. Ординарный, серый, пятиэтажный. Правда, и он со своим секретом. Средняя секция – палаты середины XVIII века. В XIX столетии усадьбой владели купцы Куманины, состоявшие в родственной связи с Достоевскими. Есть версия, что именно этот дом и это семейство Федор Михайлович описал в романе «Идиот» - использовал детали при создании образа Парфена.
А по-настоящему почувствовать поэтическую атмосферу Серебряного века можно по другому адресу. В 2017 году в Доме антикварной книги «В Никитском» открылось мемориальное пространство «Московский дом Ахматовой» (фото ниже).
В экспозиции воссозданы интерьеры квартиры Ардовых. Обстановка включает подлинные предметы: и тот самый «Его Величество Диван», на котором обычно сидели Ольшанская и - всегда в углу - Ахматова, и стол с пестрой льняной скатертью, ставший героем ее стихотворения, и узкое любимое кресло Пастернака.
Здесь легко представить Ахматову за работой: как она склоняется над резным столиком эпохи Александра III, опускает в чернильницу перо. Рядом – пишущая машинка, на которой печатались первые листы «Реквиема» и «Поэмы без героя».
В доме на Ордынке окно детской, которую занимала Ахматова, выходило в тихий двор. Ничто не отвлекало ее от текстов. Замоскворечье и сегодня остается одним из немногих районов Москвы, где можно жить узким кругом, без суеты.
Выбрать элитные апартаменты с видом на сад или реку вы можете в новом элитном проекте «Космо 4/22» на сайте ГК «Галс-Девелопмент» (фото выше).
Также на нашем канале вы можете прочитать:
Малоизвестные парки в центре мегаполисов, которые вас удивят
Где купить квартиру, чтобы она стала родовым гнездом для наследников
Семь мест в окрестностях Арбата, которые оценят только его жители