Недавно прочла просто шедеврические рекомендации от врачей-психиатров по поводу общения с дементными больными. Не могу не написать об этом статью, потому что безумно жаль людей, которым такие советы советуют.
Собственно сам комментарий благодаря которому родилась статья:
Теперь мои мысли на этот счет
Никогда и ни за что я не соглашусь, что надо поддерживать бред больного. За время болезни тети мужа мы испробовали разнообразные способы взаимодействия с ней. И сделали вывод, что если поддерживать беседу в бредовом ключе, то ненормальные идеи набирают обороты и запросто выливаются в ажитации (это в худшем случае), в лушчем - ходят по кругу до бесконечности.
Я согласна с тем, что с больными нельзя спорить - во-первых, это лишняя трата нервов, во-вторых, даже если переубедите, то эффект сохранится минут на пять (проблемы с памятью никто не отменял), ну и в-третьих, это может вызвать агрессию.
Я твердо уверена, что общение с психически больным человеком, тем более встроенное в его бредовые идеи будет вредить здоровому. Кому и для чего нужно такое общение?
Когда приводят аналогии с детьми мне хочется ругаться громко и долго. Тогда сравнивайте с психически больными детьми. Еще и еще раз повторяю, что нельзя сравнивать здорового малыша и больного пожилого человека. Для меня это сродни кощунству.
Когда мы приседаем и говорим с ребенком понятным ему языком мы не транслируем бред, то же самое справедливо и для малыша. Мы учим его используя простые понятия, доступные его пониманию. Его психика здорова. Он учится и его логика не повреждена. Научить дементного больного невозможно.
Я избрала для себя тактику игнорирования. Если я не "велась" на бредовые вбросы тети, то в большинстве случаев бред заканчивался гораздо быстрее и был менее травматичен лично для меня. Если я включалась в эту игру, то все шло в разнос - и ажитация тети, и мое давление. В общем, я избрала тактику минимального контакта (насколько это возможно было живя под одной крышей).
Те же самые психиатры и другой медицинский и технический персонал в специализированных заведениях не ведут задушевных бесед с больными. Врач опрашивает для того, чтобы понять глубину поражения психики. Медсестры и санитары тоже общаются строго по делу. Никто и никогда не поддерживает бред больного.
Для меня подобные советы от психиатров и психологов сродни вредительству. Какую цель они преследуют? Какую пользу принесет такое общение? Больной через пять минут забудет о чем с ним говорили, а здоровый окажется в зазеркалье - ведь ему придется примерить на себя нездоровую логику (или ее отсутствие, назовите как угодно), а это как минимум неполезно. Это травмирует.
А про эту фразу "Вы же хотите общаться с мамой" надо бы ответить - в том состоянии, в котором она сейчас пребывает - не хочу. Общение уже невозможно, так на минуточку. У каждого диалога есть цель, даже если это пустая болтовня с подругой или лепет с малышом - с подругой мы отдыхаем и снимаем напряжение, малыша мы учим и успокаиваем.
Какую цель несет бредовое общение с больным деменцией? Единственный вариант - соглашаться с его идеями. Но это, опять же, не беседа. Да и такой вариант не у всех и не всегда срабатывает. Если ваш подопечный успокоится от того, что вы скажете ему, что, мол, да-да, сейчас поедем к маме - это одно. Но если это выведет его на новый вираж - это совсем другая история.
Однажды мы решили во всем соглашаться с тетей, не отрицать ее идеи и говорить "да". Ведь много кто советует поступать именно так. И вот начался очередной приступ "поездки домой". Ниже приведу наш диалог:
Тетя: Ох, надо мне как-то домой уезжать.
Я: Да, пора, загостились.
Тетя: Меня надо посадить на автобус.
Я: Хорошо, одевайтесь, сын проводит.
Тетя: Но надо вещи сначала собрать.
Я: Собирайте.
Тетя шуршит пакетами, что-то выносит в коридор: Мне надо домой ехать.
Я: Конечно, пойдем на автобус.
Тетя: Ой нет, не сегодня, завтра.
Я: Хорошо, давай завтра.
Тетя уходит и через 5 минут появляется опять около меня: Мне надо домой ехать.
А дальше диалог прокручивается с самого начала и так до бесконечности. Однажды мы посадили ее на автобус (сын тайком проскользнул в автобус, чтобы не оставлять ее без надзора, думали, она успокоится) - на следующей остановке кондуктор высадил ее, и она рыдала, что автобус не идет туда куда ей надо. Привезли домой и адская карусель началась снова. И что надо было делать? Опять сажать на автобус?
Если в каком-то пункте мы начинали не соглашаться или отрицать - начиналась агрессия. Если соглашались, то карусель вертелась бесконечно. Вернее до тех пор, пока у нас нервы не сдавали.
По итогам таких экспериментов мы выбрали игнор. Общение строго по делу. Ну мы стремились к этому, по крайней мере, потому что крышу у нас у всех тоже рвало не хило и срывались, и кричали, плохо становилось. Потому что тетя НИ-ЧЕ-ГО не помнила и могла крутить свою шарманку как угодно долго. А мы не могли...
Такая вот история. Поэтому повторюсь - я против включения здорового человека в бред психически больного. Я считаю это неполезной и даже вредной практикой.
Очень хорошее сравнение с русскими народными сказками. Да, все так - нереальные требования. Пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что... Только мы, увы, не в сказке - у нас нет Царевны Лягушки, которая и ковер соткет и больного успокоит...
Очень печально, что это транслируют дипломированные специалисты, которые должны знать, что такое деменция. Но, видно и правда, пока сам не окажешься на месте ухаживающего - ничего не поймешь. И даже высшее медицинское образование со специализацией в психиатрии не всегда добавляет понимания, увы (((
Всем добра! Всех обнимаю! Берегите себя и обязательно предлагайте темы для новых статей. Сделаем этот канал полезным для всех ухаживающих за дементными больными.