Предупреждаю, это было не вчера и даже не на прошлой неделе. Это было давно. Узнали, что в магазин ОРС за рекой привезли куриные яйца и продают их без ограничений. Надо срочно брать. Поехали с другом в магазин, взяли на двоих полную коробку, а это 360 штук яиц, по 180 на семью. Привезли, разделили. Магазинные яйца всегда варили в крутую. Сварили и эти, сняли скорлупу, а на белом белке чёрные пятна. Яйца уже подпорченные, но не выбрасывать же, такие деньги потратили и к тому же куриные яйца давно не ели, и не скоро их увидим. Можно ли детей ими кормить? Срезал эти пятна, съел яйца, подождал, со мной ничего не произошло, значит и детей можно угостить, других яиц всё равно не будет. Вреда, вроде бы, от них нет, но есть ли польза? Чтобы дети могли есть яйца всмятку или даже вообще сырыми, решили завести кур. В моём детстве у нас куры были, они круглый год жили в сарае, но ухаживать за ними мне не приходилось, так что, заводя на новом месте в совершенно другом климате эту птицу, приходилось учиться и порой на своих ошибках. Дело пошло, куры неслись, высиживали цыплят, появились свои свежие яйца, которые мы без опаски часто давали детям чуть сваренными или вообще сырыми. В кружку разбивали пару яиц, крошили туда хлеба, чуть присаливали и это у нас называлось «яйца всмятку». Однажды, когда жена с детьми оказалась в гостях у моей сестры в Нижнем Новгороде, а она держала много кур, то ребятишки попросили у неё яйца всмятку, она сварила, но оказалось, что это совсем не то, не так их надо готовить. Тётя была в растерянности, всю жизнь так яйца всмятку варила, а этим мелким родственникам вдруг не угодила. Хорошо жена услышала их разборки и объяснила, что дети имели в виду. «Ну, так сразу бы и сказали, мне проблем меньше, что утром на завтрак готовить, чем кормить. Уж чего, чего, а свежих яиц у меня много».
Так, вернёмся в Якшу. Яйца есть это хорошо, но оказывается кур ещё и кормить надо.
В наше сельпо заказанные продукты завозили двумя путями, те, что долго не портились: мука, крупы, комбикорм привозили на самоходной барже (или это судно как-то иначе называется) по большой воде. Остальные продукты подвозили на грузовике уже летом. Самоходку загружали где-то далеко от нас ещё по зиме, а потом развозили, разгружали по деревням и посёлкам, что расположились вдоль Печоры. Вот прибыла она к нам, теперь здесь её разгружать надо. А кто будет разгружать, ведь грузчиков-то нет. Собирались молодые мужики и шли на разгрузку после своей работы. Работали до тех пор, пока всё, что нам в сельпо отпущено, не окажется на складе, а это обычно уже к утру. Благо, что у нас в мае уже белые ночи. Не знаю, как это было в других краях, но у нас все долго хранящиеся продукты нельзя было сразу много закупить, существовал лимит отпуска товара в одни руки. А вот тем, кто разгружал баржу, была льгота – можно было купить сразу целый мешок.
Помню, собрались мы возле причаленной баржи, договариваемся, кто, что приобрести хочет. Подошла продавщица, поинтересовалась, как она с нами рассчитываться будет. У неё были варианты: постепенно отпускать на эти заработанные деньги продукты в магазине, выплатить нам сразу наличными, отпустить на эти деньги водки, потому что и так бывало. Её сосед, улыбаясь, сказал: Мы возьмём натурой.
- Ой, только не это. (До сих пор не пойму, в самом деле она решила, что этим женатым мужчинам потребовалась такая оплата или подыграла соседу? Не знаю).
- А ты что такого подумала? Нам зерно, комбикорм в мешках продай.
- Ну, это другое дело, договорились.
Разделились. Кто в трюм спустился, грузили на плечи грузчика мешки, другие носили на склад. К утру закончили разгрузку, взвалили на плечи по мешку и пошли по домам. Я принёс мешок пшеницы для кур. Вот так тогда доставался корм для наших питомцев, которые кормили потом нас. И так было несколько лет, а потом началась перестройка