Правильная артикуляция в английском – посильная задача для изучающих язык в любом возрасте. Но чем раньше посвятить время ее освоению, тем проще и лучше для ученика, особенно в детском возрасте.
В этой статье мы собрали все основные принципы и эффективные упражнения для развития артикуляции у ребенка. Несомненно, этими же упражнениями (с модификациями) могут пользоваться и взрослые.
ОСНОВЫ ОСНОВ
Многие звуки в английском языке отличаются от русских, либо не имеют аналогов вовсе. Поэтому важно тренировать речевой аппарат для отработки произношения, чтобы звучать максимально приближенно к носителям языка и не совершать распространенных ошибок.
Удивительно, но и в наши дни не всегда уделяют этому достаточно внимания. И в итоге мы часто слышим [с] вместо [θ], [з] вместо [ð], [в] вместо [w], [э] вместо [æ] и т.д.
Человек учится с раннего возраста произносить те или иные звуки благодаря слаженным движениям органов артикуляции. Для четкого и уверенного произношения требуются сильные и подвижные губы, язык, нёбо, а также мимические, жевательные и глотательные мышцы.
Существует множество упражнений из логопедической гимнастики, позволяющих натренировать артикуляционные органы. С них желательно начинать работу над любой речью, поэтому приведем несколько универсальных упражнений для развития артикуляции и дикции в целом, вне зависимости от языка.
Каждое упражнение оптимально делать с 5-10 повторами.
1. «Улыбка – Трубочка». Попеременное удерживание губ в улыбке (со сомкнутыми губами) и в вытянутом вперед положении трубочкой (как для поцелуя) по 1-2 секунды.
2. Попеременное покусывание верхней и нижней губы. Можно губы одновременно натянуть на зубы, сжать в таком положении между собой и массировать друг об дружку.
3. «Кролик». Зубы сомкнуты, нижняя губа неподвижна, верхняя губа быстро поднимается и опускается, обнажая передние верхние зубы. Нижнюю губу при этом можно удерживать пальцами.
4. «Лошадка». Имитация фырканья лошади: свободное выпускание воздуха через сомкнутые губы так, чтобы они вибрировали естественным образом.
5. «Пятачок». Вытянуть губы вперед (сомкнутыми или с небольшим отверстием), двигать ими в таком положении из стороны в сторону и по кругу в разных направлениях.
6. «Художник». Удерживая губами ручку или карандаш, нарисовать несложную заданную фигуру.
7. «Вареник». Покусывать язык по всей доступной площади, словно это аппетитный вареник.
8. «Лопатка, игла и лошадка». Выполнять цикл с такой очередностью: высовывать широкий, расслабленный язык до предела (лопатка), затем вытягивать его в напряженном, сжатом состоянии вперед (игла), после – цокнуть 1-3 раза (имитация подков лошади).
9. «Чистим зубы». Представить, будто нужно почистить каждый зуб с помощью языка со всех сторон. Планомерно обойти кончиком языка все труднодоступные места.
10. «Хомяк и рыбка». До упора надуть обе щеки, затем по очереди только левую и только правую щеку. После этого полностью с силой втянуть щеки, изображая рыбку. И начать заново.
ПЕРЕХОДИМ К АНГЛИЙСКИМ ЗВУКАМ
Артикуляция в английском языке считается более четкой, чем в русском. От малейшего изменения звука или его длительности может кардинально измениться значение слова.
Предлагаем вам различные игры и упражнения для отработки английских звуков и слов. Рекомендуем попробовать их все, затем выбрать наиболее эффективные и интересные и уделять им максимальное внимание.
1. Звуки [t] и [d]. Представляем, как будто язык быстро стучит в нёбо (потолок): сначала робко и тихо со звуком [t] («т-т-т-т…»), затем – настойчиво и громко со звуком [d] («д-д-д-д…»). Отличная разминка для языка и тренировка его подвижности.
2. Звук [р]. Воображаем себя маленьким паровозом, мчащемуся по рельсам и пыхтящему: «п-п-п…». Хорошая гимнастика для силы губных мышц.
3. Звук [ks]. Подзываем к себе воображаемую кошку: «кс-кс-кс!»
4. Звуки [æ] и [а:]. Играем в мини-игру, как будто ребенок находится на приеме у врача, который хочет осмотреть его горло. Нужно широко раскрыть рот и произносить протяжное «а-а-а» ([а:]), а затем в той же позиции тянуть «э-э-э» ([æ]).
5. Звук [h]. Представляем, что ребенок только что пришел с мороза домой и пытается согреть замерзшие руки своим дыханием. Когда легкий и беззвучный звук [h] при выдохе начнет получаться, нужно поздороваться с каждым согревшимся пальчиком: «Hello!» или «Hi!», сохраняя то же мягкое звучание [h] и избегая характерной хрипоты русского [х].
6. Звук [ɒ]. Звуковая игра.
«Маленький Тимми любил гулять из точки «А» (произносим протяжное «а») в точку «О» (тянем «о»)».
Несколько раз повторяем его маршрут со звуком: «А-а-а-а-о-о-о-о».
«Но однажды по пути он увидел в витрине магазина велосипед своей мечты и так и застыл на месте».
Снова тянем «А-а-а-а-о-о-о-о», но останавливаемся на середине, чтобы получился звук, средний между [а] и [о].
7. Звук [kw]. Ребенок представляет себя маленькой лягушкой и квакает вслух, быстро и ритмично.
8. Звук [ʌ]. Воображаем, будто горло решило сделать зарядку, и звук «а» быстро прыгает через скакалку: «А! А! А!..».
9. Звук [ŋ]. Ребенку предлагается вспомнить, как он начинает ныть, когда, например, ему запрещают смотреть мультфильм или играть в любимые игры. Затем тот же самый ноющий звук с «н» нужно повторить уже с открытым ртом.
Или можно вспомнить Слоненка из мультфильма «38 попугаев» и попробовать подражать его манере говорить «в нос». Для упрощения нос можно зажать пальцами и при этом стараться произнести «н».
10. Звук [r]. Язык решил пропылесосить покрывшийся пылью потолок (нёбо). «Включаем» язык как пылесос с русским вибрирующим звуком «р-р-р» и начинаем «уборку» в районе зубов. Затем, сохраняя звук, продвигаемся языком вдоль нёба по направлению к горлу – русский [р] естественным образом постепенно переходит в английский [r] без вибрации.
11. Звуки [θ] и [ð]. Рассказываем историю про мышку.
«Жила-была маленькая пугливая мышка (язычок ребенка). Она все время пряталась в норке (рот). Но однажды она проголодалась и решила высунуть носик (кончик языка между зубов), чтобы учуять что-нибудь съестное».
Сначала мышка «нюхает» осторожно и тихо на звуке [θ]: кончик языка слегка выдвигается между зубами, и произносится русский «с, с, с…».
А затем мышка становится смелее и нюхает уже с более шумным звуком [ð]: та же позиция языка, но произносится звук «з, з, з…».
После успешного выполнения задания «мышку» можно угостить чем-нибудь вкусненьким.
12. Звук [əʊ]. Взрослый превращается в «пони», а ребенок седлает его как «наездник». Задача ребенка – правильно произнести фразу: «Go, pony, go!». Если у него верно получаются звуки в слове «go» [ɡəʊ], то «пони» делает несколько шагов. Если слово звучит неверно, «пони» не двигается с места.
13. Найти ошибку в произношении. Ребенку показываются специально заготовленные карточки со словами и транскрипциями к ним. Периодически в прочтении взрослым намерено допускаются ошибки. Ребенок должен вовремя среагировать и указать, где была допущена ошибка, и как следует правильно произносить слово.
14. Карточки со звуками. Ребенку выдаются несколько карточек, где указаны те или иные звуки (по одному на карточку). Далее взрослый по порядку называет разные слова. Как только ребенок услышит в каком-либо слове тот звук (или звуки), который у него изображен на карточке, он должен поднять эту карточку вверх и самостоятельно повторить звук вслух.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
Лучше всего сочетать отработку произношения вместе с носителями языка вживую или по видео. В Интернете, в том числе на Youtube, выложено большое количество обучающих материалов на эту тему. Внимательно наблюдайте за артикуляцией ведущих, ставьте видео на паузу и повторяйте вслух, добиваясь максимально похожего звучания.
Запомните: достичь хороших результатов можно только при постоянной практике. Нужно с самого начала объяснить ребенку, что ошибки – это абсолютно естественный процесс. Они не должны пугать и тем более останавливать процесс обучения. Чем больше ребенок говорит вслух, тем ближе он к успеху. Другого способа научиться правильной артикуляции попросту нет.
Все эти упражнения можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. Но в таком случае есть риск закрепления ошибок в произношении, если взрослый сам неверно усвоил какие-то звуки. А чтобы переучить ребенка, потребуется в несколько раз больше времени и сил.
Поэтому лучшее решение для такой важной фазы в изучении языка – групповые или индивидуальные уроки английского с опытными преподавателями, которые с самого начала помогут избежать распространенных ошибок и научат верному звукоизвлечению.
Попробовать такие занятия вы можете абсолютно бесплатно, записавшись на пробный урок в Alibra School. Мы проведем профессиональный тест уровня языка, продемонстрируем весь функционал школы, а также составим персональный план учебы с учетом сильных и слабых моментов в знаниях ребенка. А еще мы мы приготовили приятные скидки и подарки – успейте получить свои!