Найти в Дзене

Фразы из детства, которые не дают жить во взрослой жизни

Оглавление
Решетников Фёдор Павлович. «Опять двойка», холст, масло, 1952.
Решетников Фёдор Павлович. «Опять двойка», холст, масло, 1952.

Слова - не события. Они могут быть совсем незаметны. Но некоторые из них могут оказывать фатальное воздействие. Сегодня речь пойдёт о родительских директивах.

Родительская директива - это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого следует наказание.

Директива проявляется не явно в виде порки или подзатыльника, молчаливого шантажа или ругани. Это проявляется косвенно в виде чувства вины перед родителем, давшим эту директиву. Истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим».

В этой статье расскажу про основные директивы, которые не дают жить во взрослой жизни.

«Не живи»

  • «Как много проблем ты нам принес, появившись на свет»
  • «Когда ты родился, нам пришлось очень трудно»
  • «Никто нам не помогал с твоим воспитанием, мы работали, а тебя надо было кормить и водить в детский сад»
  • «Если бы не твое рождение, мама смогла бы стать хорошей певицей»
  • «Чтоб тебя разорвало, поганец»
  • «Чтоб ты провалился»
  • «Будешь слушаться? Мне не нужен такой непослушный ребенок!»
  • «Уйди с глаз моих, одни проблемы с тобой»
  • «У меня больше нет дочери»
  • «Все беды из-за тебя»

Ребёнок чувствует, что он не нужен родителям, и ощущает себя вечным должником, который никогда не может избавиться от груза ответственности и вины. Это не дает возможности реализовать свои способности и желания. Став взрослыми эти дети будут чувствовать необходимость постоянного доказательства, что они чего-то стоят, и от этого у них возникает ощущение никчемности существования.

«Не будь ребенком»

  • «Что ты ведешь себя, как маленький»
  • «Ты уже большая, чтобы так поступать»
  • «Ты — моя единственная опора»
  • «Что за детский сад!»

Слыша это ребёнок старается быстрее повзрослеть, теряя детство. Став взрослым он может наверстывать упущенное не создавая семью или не заботясь о ком-то. А может стать большим ребёнком в своей семье.

«Не расти»

  • «Детство — самая счастливая пора жизни, не торопись взрослеть»
  • «Играй, пока маленький, вот подрастешь...»
  • «Мама тебя никогда не бросит»
  • «Куда ты торопишься расти»

Последствия этих фраз довольно печальны. Ребенок, получая директиву «не расти», решает, что родители не будут его любить, если он подрастет. Последствием этой директивы становится инфантилизм. Такой человек не умеет поддерживать отношения с теми, кто ему нравится, боится заниматься любимым делом, завести собственную семью. Ребенок, получивший директиву «не расти», так никогда и не вырастет, отдавая свою взрослую жизнь родителям.

«Не думай»

  • «Не умничай!»
  • «Не уходи в абстракции»
  • «Не рассуждай, а делай»
  • «Не думай о своих проблемах, думай о моих проблемах»
  • «Зачем тебе забивать себе голову всякой ерундой? Подумай лучше о том, что я тебе говорю»

Привыкая жить по принципу «много думать вредно», люди часто совершают необдуманные поступки. Они не способны решать трудные проблемы, принимать собственные решения. Когда им в голову и приходят якобы странные мысли, они заглушают их алкоголем, отчаянным спортом или «безумными» развлечениями.

«Не чувствуй»

  • «Не дрожи от холода, ты же мужчина»
  • «Не сахарный — не растаешь»
  • «Большие мальчики не плачут»
  • «Как ты можешь бояться собаку, она не кусается»
  • «Потерпи, не показывай свою боль»
  • «Как ты смеешь злиться на бабушку, она старше»
  • «Ты же мужчина, терпи»
  • «Что ты боишься всякой ерунды»
  • «Тоже мне горе, кошка у неё сдохла»

Вырастая человек перестает чувствовать, теряет контакт со своими чувствами и живёт только разумом. В силу своей низкой чувствительности такие люди нередко могут оказаться жертвами несчастного случая, склонны «запускать» болезни. Сильные эмоциональные события они переносят катастрофически тяжело.

«Не достигай успеха»

  • «Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончила институт»
  • «Не делай этого, у тебя ничего не получится, и тебе будет плохо»
  • «У тебя всё равно ничего не получится»
  • «Успокойся уже, хватит тратить время»

Этим мы внушаем детям «не достигай успеха». Ребенок под влиянием этой директивы обычно хорошо учится в школе и старательно выполняет все задания, однако в критический момент экзаменов «почему-то» заболевает или не может решить задачу. Став взрослым, такой человек с отчаянием замечает, что его как бы преследует злой рок. Все, во что он вкладывает свои силы, неожиданно «лопается» по не зависящим от него обстоятельствам. Он никак не может завершить начатое. Он, конечно, не догадывается, что подобные шутки играет с ним его бессознательное, настоятельно напоминающее, что достигать успеха — это приносить родителям несчастья и зависть.

«Не будь лидером»

  • «Не лезь»
  • «Не высовывайся»
  • «Будь, как все»
  • «Сиди тихо, не вякай»
  • «Зачем давать повод для злословия и зависти другим людям?»
  • «Не надо, сынок, не лезь, а то, что они скажут?»

В будущем ребёнок будет стремиться к подчинённому положению. Основная проблема людей с этой директивой — уход от любой ответственности. Необходимо делать все с точностью наоборот – высовываться, показывать себя, везде участвовать.

«Не принадлежи»

  • «Ты у меня такой застенчивый, такой трудный»
  • «Ты не такой, как все»

Смысл этой директивы можно расшифровать таким образом: «Не принадлежи никому, кроме меня, ведь ты — исключительный». Причина такого поведения родителей заключается в том, что родители сами имеют проблемы в общении и видят в ребёнке «единственного друга». Повзрослев ребёнок будет чувствовать себя чужим среди людей, и поэтому другие часто несправедливо будут считать его нелюдимым и замкнутым.

«Не строй отношения»

  • «Все подружки - это до поры до времени, только мама...»
  • «Эти парни сегодня есть, завтра нет, а вот родители...»
  • «Да что твой отец, он тебя бросил! А вот я...»

Последствия - трудности в близких взаимоотношениях. Возможна роль жертвы.

«Не будь близким»

  • «Никому не доверяй, все люди обманщики»
  • «Верь только мне»

«Любая близость опасна, если это не близость со мной». Получив эту директиву, ребенок делает вывод, что весь мир опасен, и никому нельзя доверять. Во взрослой жизни такой человек может постоянно подозревать окружающих его людей в предательстве. У него будут трудности в эмоциональных и сексуальных отношениях. Нередка для него и роль «жертвы», которую противоположный пол постоянно обманывает и бросает. Подозрительность мешает этим людям не только в личной жизни, но и в налаживании деловых контактов. Пытаясь компенсировать свое недоверие к миру, такой человек будет пытаться все контролировать.

«Не делай»

  • "Не трогай кошку — поцарапает".
  • "Не лазай по деревьям — упадешь"
  • "Не катайся на роликах — разобьешься"
  • «Не делай сам, это опасно. Подожди меня»

Последствие - страх принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, а что делать никак нельзя, человек испытывает трудности в начале каждого нового дела.

«Не будь самим собой»

  • «Будь похожим на...»
  • «Стремись к идеалу»
  • «Почему Маша это может, а ты — нет?»
  • «Вот Катя уже читает, а ты до сих пор не можешь»

Человек с этой директивой постоянно не удовлетворён собой. Он все время хочет быть похожим на кого-то другого. Про таких людей еще говорят, что они слишком критичны к себе. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Будучи постоянно неудовлетворенными собой и мотивированными завистью к кому-то, они начинают убегать от самих себя.

«Не чувствуй себя хорошо»

  • «Вот у него была температура, а он всё равно пошёл на тренировку»
  • «Подумаешь голова болит, бегом уроки делать»

Последствия - неумение чувствовать своё тело, определять его опасные сигналы. Следствием могут стать тяжёлые болезни.

Многократно повторённые, словно «вбитые в мозг» негативные установки самым драматичным образом влияют на формирование личности. Получив такие установки в детстве человек бессознательно передаёт их своим детям.

Благодарю за чтение и буду рада вашим откликам в комментариях. Подписывайтесь на мой канал «Погремушки психолога».