Итак, вопрос дня: "А зачем вообще ходить на пленэр?". Из-за чего в России возродилось пленэрное движение? Какую важную роль в возрождении его сыграло сообщество "Пленэр-Москва"?
Людей, рисующих на природе или в городе, становится все больше и больше. В парках, на смотровых площадках, на улицах города. Откуда, зачем, что за модное движение?
Пленэр придумали не мы с вами, пленэр придумали импрессионисты. Для них важны были впечатления (фр. impressionnisme ← impression «впечатление»). Они стремились естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Труд художника-цеховика в четырех стенах в мастерской им не подходил по духу.
А вот мы, городские жители - придумали рисование маркерами еды в кафешках. Фудскетчинг называется. Мы придумали разрисованные карандашами, маркерами и акварелью дневники путешествий с приклеенными билетами, картами и программками экскурсий. И это классно. Мы придумали планшеты: метод пиши-стирай и таймлапсы процесса. А пленэр — это довольно давнее изобретение.
Особенности современного пленэра — это теперь, в первую очередь - рисование в компании. Мы, творческие, ищем единомышленников, вступаем в группу и собираемся на рисование с натуры. УФ! Вместе не так страшно, правда? Вместе интересно, можно подсматривать что у соседей получилось, обсуждать что и как рисовать, выделять, гармонизировать…
Что удивительного в таком рисовании? Рассказываем.
Во-первых, взгляд сетчаткой глаза человека на натуру очень сильно отличается от «взгляда» объектива фотоаппарата. Пример: когда я уже устаю рисовать и хочу сделать фоточку, чтобы доделать рисунок дома, то на фоточке получается совсем не та картинка, которую вижу я. От слова совсем. Можно только отдельные части композиции сфотографировать, а потом пофантазировать и соединить их в работе. И кстати, на выставках даже зрители, не занимающиеся рисунком или живописью, безошибочно определяют, какие работы были написаны с натуры, а какие — по фоточкам. И те, что с фото - не так цепляют. Именно поэтому лучше рисовать уж и вовсе "из головы" чем с фото.
Второй момент связан как раз с тем самым «впечатлением». У некоторых из нас процесс рисования — это полное погружение, когда выпадаешь из времени-пространства и можешь очнуться часа через два, потому что тело уже зверски устало… Скажем прямо, так может происходить не у всех, и эти люди — точно счастливчики, познавшие Дзен. Такое состояние — полная аналогия восточной медитации: расширенное состояние сознания, присутствие здесь-и-сейчас, нахождение «в потоке», отсутствие суетного ума, остановка мыслей. Что там еще гуру говорили о правильной медитации? Ну вот, все признаки налицо.
А в процессе рисования в компании получается еще и групповая медитация, на определенную тему. И новички, для которых погружение в поток еще в новинку, под воздействием «коллективного бессознательного» найдут свой поток и подключатся к нему. Проверено веками. Это базовое свойство нашего «сознания», которое рождается только в группе, поэтому и называется «со-знание». Именно это объясняют психологам на первой лекции, но не все понимают «А зачем?». И это сразу забывается, и в конце обучения многие и не вспоминают, что групповые практики зачастую намного успешнее индивидуальных.
Так почему рисовать одному страшно? Страшно становится своей открытости и беззащитности. Для многих из нас слияние или соединение с окружающим пространством под названием «натура» ведет к стиранию привычной корочки, границы, которая не дает чувствовать лишнее, что в большом городе становится просто средством личной гигиены от грязных чувств и эмоций на каждом шагу.
И дело даже не в страшных людях, а в сложности переключаться. Вот сидишь, например, «в потоке» на людной улице, рисуешь, а к тебе очень интеллигентно так обращаются с безобидным вопросом «Вы не подскажете, как пройти в библиотеку?». Ну или хуже, начинают давать советы, как нужно рисовать. Ты либо в потоке и отвечаешь что-то типа «Вернусь с Марса и скажу». Либо банально теряешь выход в высокочастотное состояние, и опять надо настраиваться, погружаться, включаться в процесс. А в группе ты под защитой общего поля, не хочешь — не отвечаешь, а если на пленэре есть куратор - то он он перехватит налетчика раньше и не даст тебе отвлечься, сыграв роль мамы-утки.
Итак, кратко - пленэры, рисование с натуры в компании — это тренировка нашего глазомера, захват бесценного момента, «впечатления», на холсте или на бумаге. Погружение в творческий поток. Взаимная поддержка и обмен опытом, смелость творить. Магия. Звучит фантастически и вы не верите? А зря! Приходите и попробуйте сами!
Автор текста: Марина Горанькова. Редактор: Варвара Дрокова. Пленэр-Москва, 2023.
З.Ы. Во-многом драйвером развития массового пленэрного движения в крупных городах стало сообщество "Пленэр-Москва". Потому что именно наше сообщество было и остается первопроходцем новых художественных практик и впервые массовая организация пленэристов была создана именно на базе этого сообщества.