ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ПРОЦЕССАХ СОЗРЕВАНИЯ ТЕЛА?
Помимо того, что ребёнок психологически должен быть готов к любым видам занятий, его телу так же необходимо «подготовиться» к более сложным физическим нагрузкам.
Первые 3 года очень ответственный период в жизни малыша. Во-первых, идёт процесс оссификации, то есть замены хрящевой ткани на костную. Процесс длительный, который займёт 20-22 года. Костная ткань ребёнка весьма «чувствительна» к статическим нагрузкам, какие в основном присутствуют в хореографии. Кости «мягкие» и подвержены деформациям, растяжениям при вертикальной нагрузке. Особенно уязвимы кости стопы, голеностопного и коленного суставов.
Во-вторых, идёт активный процесс вертикализации: формирование физиологических искривлений позвоночника, позволяющих удерживать вертикаль, и компенсировать нагрузку на опорно-двигательный аппарат.
До года у ребёнка присутствует первичная дуга позвоночника, затем формируются лордоз шейного отдела, кифоз грудного отдела, лордоз поясничного отдела и кифоз крестцового отдела позвоночного столба. Это позволяет, в конечном итоге, встать на ноги и начать ходить. Но достаточно ли этого, чтобы усилить нагрузку? Нет.
Обратите внимание на то, как долго происходит процесс изменения формы ног у детей младшего возраста. До двух лет сохраняется О-образная форма ног, которая присутствует от рождения у всех. Причина тому расположение плода в утробе матери. Для того, чтобы форма начала меняться нужно изменение углов наклона стопы и бедренной кости. С 2 лет до 3 лет и 8 месяцев форма ног изменяется на Х-образную. Это физиологические искривления, которые сами собой компенсируются, если не нагружать ребёнка слишком быстро и активно. Компенсация искривлений происходит за счёт созревания мышечной ткани, окостенения связок и укрепления сухожилий. Все естественные нагрузки (прогулки пешком, освоение езды на велосипеде, активные игры с мячом,обручем естественные прыжки и беготня по наклонным поверхностям, подъем и спуск по лесенкам, легкая гимнастика и плавание) позволяют сухожилиям и мышцам постепенно окрепнуть и поддерживать наш скелет, не допуская патологических изменений в строении. После 4 лет ноги должны быть ровными. То есть, условная прямая линия должна проходить по середине бедра, через центр колена и «уходить» между большим и вторым пальцами стопы.
С рождения и до 10 лет важно внимательно смотреть за тем, как развивается тело ребёнка. Если О-образное искривление ног остаётся после 2-х лет - это подвод для обращения к ортопеду! Если Х-образное искривления присутствует в 4 года - это повод для обращения к ортопеду! Занятия хореографией не помогут! Они только усугубят и закрепят не правильное положение стоп, деформацию коленного сустава и нарушат созревание тазобедренного сустава. В конечном итоге это может привести к проблемам с позвоночником. Неправильные вертикальные нагрузки сформируют ряд проблем по «восходящему» типу.
Стопа не справляется с нагрузкой - возникает риск развития плоскостопия. Он в свою очередь влияет на искривление голеностопного сустава, возникают «завалы» внутрь. Формируется патологический паттерн ходьбы, при котором нет плавного переката с пятки на пальцы. Следовательно, не включаются в работу нужные мышцы голени, бедра и спины. Дальше страдает колено - может возникнуть ротация в суставе по О -образному виду или Х-образному виду. В детском возрасте это корректируют целым комплексом мер: специальными упражнениями, аппаратами, массажами. После закрытия зон роста ( 15-16 лет) исправить можно только операционным путём.
Вы решаете пойти заниматься танцами, вы должны понимать, что вертикальная нагрузка на скелет будет будет увеличиваться с каждым проведённым в студии месяцем.
Стопа должна быть готова к таким «испытаниям». А сформируется она только в 7 лет. Если вы ищете студию классического танца, вы должны знать, что тазобедренный сустав, самый крупный в нашем теле, будет готов к работе не раньше 10 лет.
В 10 лет ясно, что заложено природой: величина угла разворота тазобедренного сустава, то есть есть способность принимать выворотное положение. Главное условие классического танца. В раннем возрасте за хорошую выворотность можно ошибочно принять дисплазию тазобедренного сустава и нажить себе проблемы к 12-13 годам, а может и раньше.
Коленный сустав сформируется правильно только к 5 годам.
Способность контролировать движение самостоятельно - к 10 годам, когда созреет отдел мозга, отвечающий за контроль движения.
Связки в суставах должны пройти процесс окостенения, чтобы иметь возможность выполнять «мелкую» филигранную работу.
Сухожилия, та связочная ткань, что соединяет мышцы с костями должна укрепиться, обрести силу (скорость сокращения), а это произойдёт в 10-11 лет.
Я не стала в этой части слишком подробно вдаваться в медицинские аспекты, Вы можете прочитать интервью с детским нейроортопедом Е.Э.Табе в моей книге, чтобы понять, насколько важно понимать, что такое онтогенез, и какое он имеет значение для тех, кто хочет занять ребёнка танцами или спортом.
Кроме всего вышесказанного есть ещё важный аспект! Привожу цитату П.А.Силкина, педагога по классическому танцу АРБ им. А.Я.Вагановой. Статья опубликована на сайте РАМН России. «Заниматься балетом на профессиональной основе следует начинать не ранее 8-9 лет. Известно, что более раннее начало приводит к приостановке роста ребёнка из-за чрезмерной нагрузки на растущий организм. Об этом в своё время предупреждала английских педагогов балета наша знаменитая соотечественница Т.Карсавина в книге «Ballet technique» ( London, 1956)».
Я буду ещё довольно подробно в статьях вести разговор об отделах опорно-двигательного аппарата. Моя цель заключается в том, чтобы вы сознательно подходили к нагрузке в раннем возрасте и не были бы жертвой рекламы. Балет с 2-х лет - утопия. Дети детсадовского возраста - основной контингент всевозможных школ танца и, простите, основная статья дохода студий. Но вряд там ли Вам расскажут о рисках для здоровья ребёнка. Вряд ли от Вас потребуют полную картину здоровья для определения нагрузки.
Ваше сомнение: «Да, что такого может произойти за 2 раза в неделю?». Вспомните, что отравлению дома, обычно предшествует мысль: «Продукт
стоял в холодильнике, что с ним могло «такого» произойти…»
(продолжение следует…)