Найти в Дзене
Альпина Паблишер

3 изобретения российских ученых, которые больше 100 лет спасают жизни

Оглавление

Вспоминаем разработки российских ученых, которые до сих пор спасают человеческие жизни. Подробнее об этих и других изобретениях можно узнать в книге Тима Скоренко «Изобретено в России: История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II».

Дарим читателям Дзена промокод ЛОВИМДЗЕН — он дает скидку 15% на все книги в интернет-магазине «Альпины».

Александр Лоран и пена для тушения пожаров

-2

Самое распространенное в мире средство борьбы с огнем — пена. Она перекрывает доступ кислорода к источнику горения, потому что состоит из очень мелких пузырьков газа в водной пленке. И меньше портит вещи во время тушения пожара, чем вода.

Пену для тушения пожаров изобрел русский инженер Александр Лоран в 1902 году. В то время для тушения пожаров использовались вода и первые огнетушители, заполненные солью. И они не всегда справлялись с огнем. Это хорошо знал инженер-химик Александр Лоран. Он много лет работал преподавателем химии в Бакинской гимназии и часто наблюдал пожары на участках нефтедобычи, которые уносили десятки жизней. Нефть от воды не гасла, порошковые огнетушители с огнем такого масштаба не справлялись, работники гибли или получали травмы почти каждую неделю. Именно в то время 53-летний Лоран задумался об универсальном составе, который бы быстро останавливал распространение огня.

Есть легенда, что инженер придумал свою пену, когда увидел горящую нефть на берегу Каспийского моря. Вода не успевала докатиться до пламени, а морская пена уже тушила его. Рассказывают и другую историю: Лоран увидел пивную пену в каком-то трактире и его озарило. Но точно никто не знает, как именно гениальная идея пришла в голову ученому.

В 1902 году Александр Лоран получил первую в истории химическую пену в своей лаборатории и провел испытания. Она успешно справлялась с огнем. Еще через год Лоран провел публичную демонстрацию изобретения — залил в яму с горящей нефтью серную кислоту и щелочь, которые мгновенно образовывали пену и тушили пламя. Позднее исследователь разработал еще один способ образования пены с помощью раствора углекислой соды и лакрицы в качестве вспенивающего вещества. Пена получила имя «Лорантина» в 1904-м, ее автор вскоре запатентовал огнетушитель с «Лорантиной» и в России, и за рубежом.

Изобретение Александра Лорана — химическая, а позже и механическая пена для пожаротушения — получило распространение во всем мире и спасло сотни тысяч жизней.

Николай Коротков и тонометр

-3

По кровяному давлению можно определить качество работы всей кровеносной системы и предотвратить инфаркт, инсульт и другие серьезные заболевания. Самый надежный способ его измерения изобрел русский врач Николай Коротков.

Кровяное давление определяет количество крови, перекачиваемой сердцем в единицу времени, а также пропускная способность сосудов, через которые эта кровь проходит. Самое высокое давление — на выходе из сердца, самое низкое — в мелких сосудах. Также есть разница между артериальным давлением в момент сжатия сердечной мышцы (выталкивания крови в артерии) и в момент расслабления сердца. Первый показатель — систолическое давление, второй — диастолическое.

В 1904 году хирург Николай Коротков работал в Харбине и собирал материалы для диссертации в области сосудистой хирургии. В то время кровяное давление пациентам измеряли по методу Рива-Роччи: пациенту на руку надевали резиновую манжету, наполняемую воздухом, а ртутный манометр фиксировал давление, под которым воздух находился в манжете. Врач держал руку на пульсе пациента, через какое-то время после надувания манжеты пульс пропадал — давление в шине в этот момент соответствовало систолическому давлению в кровеносной системе пациента. И когда Николай Коротков обследовал одного из пациентов, он решил из технического интереса приложить к запястью обследуемого стетоскоп. Тут врач понял, что в определенный период времени при надувании и сдувании рукава слышны странные звуки, непохожие на пульс.

Буквально за несколько последующих дней Коротков доработал «звуковой метод определения артериального давления на людях» — с помощью манжеты Рива-Роччи и стетоскопа. В ноябре 1905 года хирург Николай Коротков представил его в Императорской военно-медицинской академии.

Позднее звуки, зафиксированные хирургом, получили название «тоны Короткова». Их создает кровь, проходящая через пережатый участок руки лишь в моменты систолы (напряжения сердечной мышцы) при повышенном давлении. При выходе из сжатого участка образуется турбулентный поток, который и производит характерный шум. Когда давление манжеты становится ниже диастолического, звуки пропадают, так как манжета вообще перестает мешать току крови. Николай Коротков изобрел метод, позволяющий четко определить и систолическое, и диастолическое давление.

В 1935 году Международная организация здравоохранения Лиги Наций (ныне — Всемирная организация здравоохранения) утвердила метод Короткова как единственный достоверный официальный метод определения артериального давления. Он остается им до сих пор.

Глеб Котельников и парашют

-4

Ранцевый парашют изобрели в России. И случилось это после трагедии. Летчик Лев Мациевич разбился 24 сентября (7 октября) 1910 года близ Санкт-Петербурга во время демонстрационного полета на популярном в те годы самолете «Фарман-IV». Его самолет разрушился в воздухе — проволочный тяж, скрепляющий деревянные элементы, разорвался. Мациевич погиб.

Это была первая авиакатастрофа в Российской империи. Одним из ее свидетелей стал театральный актер и драматург Глеб Котельников. Этот случай произвел на него огромное впечатление. Даже не имея инженерного образования, Котельников взялся за разработку парашюта для летчиков.

В то время у пилотов самолетов вообще не было парашютов. Купольные парашюты, изобретенные за рубежом, использовались только в гондолах воздушных шаров. В самолет они просто не помещались, да и грузоподъемность крылатых машин была слишком мала. Чтобы спасти жизни летчиков, нужен был компактный парашют, который бы всегда был при пилоте и мог раскрыться, даже если тот уже находится вне машины.

Котельников за несколько месяцев все рассчитал, продумал и подал заявку на патент. За основу изобретатель взял уже известный купольный парашют, но материалом выбрал непрорезиненный шелк, который легко складывался в компактную форму. Купол диаметром 8 метров изобретатель разделил на две части: стропы с одной стороны сходились в петлю под правое плечо, с другой — под левое. Это позволяло управлять парашютом в полете. Чтобы купол не запутался в сложенном состоянии, рюкзак для него пришлось сделать жестким, металлическим, в итоге сам парашют весил 7 килограммов, а ящик — еще около 2 килограммов.

Первый экземпляр РК-11 («Ранцевый Котельникова») изобретатель изготовил сам — правда, в масштабе 1:10 — и испытал на кукле. Все сработало прекрасно, и он добился приема у военного министра Владимира Александровича Сухомлинова, которому идея тоже понравилась. Сухомлинов отправил Котельникова к генералу Роопу, на тот момент руководителю Главного военно-инженерного управления. Тот вынес парашют на рассмотрение, после чего изобретение торжественно отклонили за ненадобностью.

В то же время в «Вестнике промышленности» появилась публикация о заявке Котельникова, и с ним связался Вильгельм Ломач, купец I гильдии и владелец петербургской воздухоплавательной фирмы «В. А. Ломач и К°», предложивший спонсорскую поддержку для изготовления полноразмерного экземпляра. 2 июня 1912 года купол испытывался с автомобилем. На испытаниях при раскрытии парашюта автомобиль, движущийся на скорости 80 километров в час, настолько резко затормозил, что у него заглох двигатель. Через несколько дней, 6 июня, Котельников провел публичные испытания системы перед военными и журналистами: с парашютом с аэростата дважды сбрасывался 80-килограммовый манекен. И с 50, и с 200 метров раскрытие и приземление происходило успешно.

Настоящий успех к Котельникову пришел после Революции. В 1920-е годы начался мировой расцвет парашютизма. Из Франции концепция ранцевого парашюта перебралась в США, где с 1924 года такими устройствами — правда, с матерчатыми рюкзаками, то есть другого типа — снабжались все пилоты ВВС.

Котельников активно работал. В 1923 году он создал РК-2 — парашют с полумягким ранцем, металлическим с гибкими брезентовыми вставками, затем грузовой парашют «Авиапочтальон», затем мягкую модель РК-3, корзинный парашют РК-4, способный поднимать не человека, а целую гондолу. Обязательной составляющей ВВС Красной армии парашюты стали в 1929 году — Глеб Котельников добился своего.

Рекомендуем книгу

-5

Изобретено в России: История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II

Тим Скоренко

У этой книги две задачи: первая — рассказать об изобретениях, сделанных в разное время нашими соотечественниками — максимально объективно, не приуменьшая и не преувеличивая их заслуг; вторая — развеять многочисленные мифы и исторические фальсификации, связанные с историей изобретательства.

Дарим читателям Дзена промокод ЛОВИМДЗЕН — он дает скидку 15% на все книги в интернет-магазине «Альпины».

💙 Подписывайтесь на Дзен «Альпины», чтобы быть с нами на одной волне!

#книги #история #россия #инженерия #изобретения