Галилея, Самария, Иерусалим
3
После Назарета паломнический маршрут обычно проходит через Кану Галилейскую, где находится современная греко-православная церковь в честь первого чуда, которое сотворил Господь в этих местах: претворил воду в вино во время брачного пира. Обычно паломники увозят отсюда разнообразные традиционные сувениры.
В монастырском храме хранится найденный при раскопках глиняный сосуд (водонос) наподобие тех, которыми пользовались по обычаю очищения Иудейского, о чем упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин. 2, 6).
Современная Кана Галилейская построена несколько в стороне от того места, где она была в древности. Поэтому с исторической точки зрения ее посещение имеет лишь символическое значение.
В Тиверии, на живописном берегу Галилейского озера, расположена небольшая русская церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины, построенная сравнительно недавно – в 1962 г. В неветреную погоду на море отчетливо высвечивается дорожка в виде тонкой тени, идущей по поверхности воды на противоположный берег. Существует предание, что имен-но в этом месте Господь шел по воде после того, как повелел Своим ученикам отплыть на лодках на противоположную сторону.
Особенно запечатлелся в памяти живописный источник, где Иисус Христос, по преданию, изгнал из Марии семь бесов…
Одним из красивейших уголков Галилеи является прибрежная часть вдоль Генисаретского озера в районе бывших городов Капернаума и Вифсаиды (в переводе с еврейского -соответственно «деревня Наума» и «рыбачье место»). Здесь сохранились развалины базилики, построенной в византийскую эпоху на месте дома апостола Петра. По соседству высятся полуразрушенные колонны древней иудеохристианской синагоги. Напротив этих святынь, примерно в 100-150 метрах, за огороженным металлической сеткой участком виднеются красные купола греческого храма в честь Двенадцати Апостолов. Там расположен монастырь. Предполагают, что именно на этом месте находился дом, в котором Господь исцелил расслабленного, когда из-за многолюдства пришлось раскрыть кровлю и опустить через нее тяжелобольного (см. Мф. 9, 1-8; Мк. 2, 4).
Настоятель монастыря о. Иринарх знает несколько языков и прекрасно говорит по-русски. Он разрешил нам одну ночь провести в палатках прямо на берегу святого озера, на прилегающей церковной территории. Эта «палестинская ночь» глубоко запала в память каждого из нас. В пятидесяти шагах от наших палаток, переливаясь блестками от светящихся окон и фонарей, величественно и спокойно плескалось святое озеро. На противоположном берегу в его водах отражались огни «страны Гадаринской», где Христос исцелил одержимого нечистыми духами, жившего во гробах, разрывавшего цепи и разбивавшего оковы, которыми его сковывали (см. Мк. 5, 1-20; Мф. 8, 28-34). Противоположный берег казался совсем близко. Когда мы решили окунуться перед сном в благодатных водах и поплавать в ночном море, кто-то в шутливой форме предложил сделать заплыв в страну Гадаринскую. Но, как потом выяснилось, до другого берега было примерно девять километров.
Помнится, нам, двоим мужчинам, не хватило спальников и пришлось спать практически на голой земле, прикрытой тонкой пленкой. Удивительно, но даже под утро земля была достаточно теплой, основательно прогретая палящими лучами щедрого галилейского солнца, и это несколько напоминало нам пребывание на русской печке. Вот уж где действительно не простудишься! Проснулись мы от крика павлинов, которые то мирно расхаживали между па-латками, то вдруг энергично перелетали с одного эвкалиптового дерева на другое. Когда со-всем рассвело, они так же быстро исчезли, как и появились, скрывшись среди деревьев большого монастырского сада.
Рано утром перед отъездом мы вошли в храм и пропели акафист перед чудотворной иконой Божией Матери, с теплотой и любовью сохраняя в сердцах воспоминания о посещении гостеприимного монастыря, где Господь совершил одно из великих Своих чудес.
Продолжение следует.