В нашем обществе принято считать, что все славянские народы по умолчанию исповедуют христианство, однако подобные суждения не совсем соответствуют реальному положению дел. Безусловно, большинство славян действительно придерживаются христианских религиозных постулатов, но назвать ее единственной верой будет не совсем верно. В определенный период времени некоторые славянские народы обратили свое внимание на ислам.
Надо отметить, что впервые славянские и мусульманские культуры пересеклись еще в Средние века, когда восточные славяне, среди которых, к слову, были и русские, торговали с исламскими народами на Каспии и на Волге. Однако тогда это «знакомство» носило исключительно деловой характер.
Более активно в жизнь славян ислам стал проникать несколько позже, и в основном его влияние затронуло жителей Балканского полуострова. Именно здесь процесс исламизации проходил наиболее активно и затронул македонцев, сербов, болгар, а также представителей других народностей.
Безусловно, принятие ислама не всегда проходило мирным путем. Некоторые славяне, проживавшие на территории Балканского полуострова, были вынуждены принять ислам из-за непростых условий жизни, которые им создавали турки, захватившие данную территорию. Другие же принимали новую веру добровольно, руководствуясь определенными духовными убеждениями, финансовыми соображениями или желанием как-то выслужиться перед турецкими захватчиками и получить от этого определенную выгоду.
Славяне, которым в буквальном смысле навязали ислам, хоть и поддались давлению захватчиков, однако всевозможными способами старались сохранить свои бытовые обычаи, оставшиеся от христианства, и славянский язык. А вот те, кто принял новую веру добровольно, вместе с ней переняли и основы мусульманской культуры, так сказать, открестившись от своего христианского прошлого.
Так что же это за народы такие?
Например, босняки. К слову, представители этой народности являются чуть ли не единственными из исламизированных славян, которым удалось не только добиться признания как отдельной национальности, но и обозначить собственный язык, который изначально, по мнению историков, считался диалектом сербохорватского.
На территории Боснии, где, собственно, и проживали босняки, турецкое влияние чувствовалось сильнее всего, поскольку именно на эти земли христианская культура распространилась позднее, чем на остальные южнославянские территории. Поэтому, когда в Боснию наведался ислам, местные жители не оказали никакого сопротивления. Напротив, приняли новую веру как что-то вполне ожидаемое и очень органичное для их страны.
Современным боснякам, в отличие от многих других приверженцев ислама, удается успешно сочетать светскость и религиозность, да и исламские и славянские традиции сосуществуют в полной гармонии. Как и у всех мусульман, у босняков не принято обходить молящихся спереди, есть стоя и на ходу, брать вещи и пищу левой рукой. Но, в то же время, женщины у босняков обладают равными правами с мужчинами, могут носить свободную одежду и не закрывать лицо. Кроме того, в Боснии не возбраняется курение и алкоголь. Одним из самых известных босняков до определенного момента (а, точнее, до 2005 года) считался режиссёр Эмир Кустурица. Правда, он решил вернуться к вере предков, к православию.
Еще одним славянским народом, принявшим ислам, являются помаки – они же болгары они же, как считают некоторые историки, потомки тюрков. Основное отличие помаков от других славянских народов, принявших ислам, заключается в том, что говорят они не на чистом болгарском языке, а на определенном диалекте с вкраплениями турецких слов и старославянизмов (слов, заимствованных из старославянского языка).
К слову, помаки относятся как раз к той группе славян, для которых переход в ислам был достаточно болезненным и не слишком желанным процессом. Поэтому этот народ еще довольно долго после вынужденной исламизации сохранял некоторые христианские традиции: к примеру, походы на Богоявление за святой водой или крещение хлеба при замешивании теста.
Современных помаков сложно назвать приверженцами ислама в чистом виде, поскольку их традиционные верования и обычаи представляют собой весьма неоднозначный коктейль из ислама и, внимание, язычества. Так, например, помаки осуждают употребление алкоголя, запрещают близкие отношения между мужчиной и женщиной до брака, обрезание мальчикам делается повсеместно, а свадьбы могут играть только жители одного села.
Причем свадебная церемония у помаков – это вообще отдельное явление. Торжество должно обязательно проходить зимой – другое время года не подходит. Лицо невесты, вместо праздничного макияжа, плотно покрывают белой краской, чтобы таким нехитрым образом уберечь ее от завистливых глаз.
А вот после праздничной церемонии белая краска стирается, и лицо невесты разрисовывается цветами – в основном, розами. Таким образом, помаки отдают дань восточным традициям, где это растение также пользуется уважением.
Торбеши – еще один славянский народ, в свое время принявший ислам. Торбеши проживали в западной части Македонии, и надо признать, что у них, по большому счету, не было особого выбора. Дело в том, что территория Македонии отличалась очень пестрым этническим составом местного населения: турки, болгары и довольно обширная албанская община. Проще говоря, народы, исповедовавшие ислам.
Их влияние на торбешей было весьма значительным, что впоследствии сказалось не только на выборе религиозных предпочтений последних, но и на их этническом составе. Дело в том, что часть торбешей была ассимилирована народами, проживавшими на территории Македонии. Другая же часть по сей день считает себя уникальным народом – единственным в своем роде, без примесей, так сказать.
Горанцы тоже относятся к славянам-мусульманам. Проживают они в Южной Метохии (область на Балканах к западу от Косова поля) и Косово, а в качестве языка используют смесь южнославянских говоров, диалекта болгарского языка и частично сербский язык. Свое название горанцы получили от области Гора, которая располагается на территории юга Косово.
Уникальность этого народа заключается в том, что ему, несмотря на принятие ислама, в свое время удалось сохранить больше всего христианских и славянских обычаев и традиций из всех славян-мусульман, проживавших на Балканском полуострове.
К сожалению, из-за регулярных конфликтов с албанцами и военной операции НАТО, многим горанцам пришлось покинуть родные земли и отправиться жить в Сербию. Однако переезд в другую страну никак не сказался ни на религиозных взглядах, ни на культурных традициях этого народа.
Еще одной славяно-мусульманской народностью являются черногорцы-потуреченцы. В свое время, когда на Балканах вовсю господствовала Османская империя, именно Черногория стала единственной страной, подчинившейся туркам лишь частично, да и то не сразу.
Местные жители, выступавшие против насильственной исламизации, весьма продолжительное время давали отпор завоевателям и мужественно отстаивали свои интересы. Так, в 1712 году в битве при Царев-Лазе 8 тысяч черногорцев под командованием митрополита Даниила сумели разбить 60-тысячную турецкую армию, отделавшись при этом минимальными потерями.
На сегодняшний день черногорцы-мусульмане являются самой малочисленной этнической группой среди славян, исповедующих ислам. Их численность не превышает 3 -4 тыс. человек.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!