Христианское учение основано на догматах, которые упорядочивают учение христианской церкви и составляют его смысловую основу. Догматы не имеют доказательств, но принимаются истинными.
Истинными приняты догматы: о Пресвятой Троице «единосущной и нераздельной», в которой «Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух»; догмат о грехопадении Адама и Жены его, совершивших «духовное прелюбодеяние»; догмат о Воплощении Иисуса Христа о «таинственном соединении двух природ – божественной и человеческой в лице вочеловечившегося Сына Божия, Иисуса Христа»; и догмат о Воскресении Иисуса Христа, который стал «Новым ветхозаветным Адамом, явившимся во плоти Сына, пролившим кровь жертвы на главу Адама, и этим воскресившим его».
Догматы взаимосвязаны и составляют единое целое: догмат о Пресвятой Троице является первоосновой, а догмат о воскресении Иисуса Христа является продолжением догматов о Грехопадении Адама, и о Воплощении Иисуса Христа.
Сказано, что: «Догматы представляют собой некий беспредметный образ «непостижимый на уровне рассудка» [Григорий Богослов, свят.]. Эта непостижимость является отличительным признаком христианского учения: непостижимо, потому что божественно, а божественно, значит неподвластно человеческому разуму.
«Для того чтобы принять … догмат, человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все в мире познать и рационально объяснить, опираясь лишь на собственные естественные силы» [Св. Августин Аврелий, блаж.].
«Троичность Единого, триединство бога, единство бога в Отце, Сыне и Святом духе, одна из самых древних и загадочных проблем не только теологической, но и метафизической апофатики. Абсолютное Единое распадается на три пустотных трансцендентно взаимосвязанных и взаимообусловленных модуса. …Триединство Абсолюта необходимо принять за догмат, выработанный сверхсознанием, находящимся за пределами высшей и самой неявной формы метафизической рациональности» [Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Республика, 1993 г.].
«Троичность Божества совершенно недоступна для рационального мышления, для логического понятия. Разум не может выработать никакого логического понятия о Троичности Божества. Разум, не просветленный верой, естественно стремится к монизму или дуализму, и его беспокоит и даже возмущает мифологичность христианской Троичности, он готов увидеть в ней политеизм. Христианская Божественная Троичность есть мифологема. О троичности возможен лишь миф и символ, но не понятие. ...Лишь в Троичном Божестве есть внутренняя жизнь, ускользающая от понятий» [Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994 г. ].
Христианство называют учением, но это учение создано мистиками. Мистики отвергали разумное начало, а любовь к разуму называли «незрелой и извращенной» [Cв. Августин «О Троице». По первопубликации: Богословские труды. № 29. Перевод с издания: PL. Т. 42. Перевод М.Е. Сергеенко]. Они не исследовали мир, не различали мир естественный, зависящий от стихий, и мир искусственный, созданный человеком. Они не понимали и того, что мир – это не сами вещи, а только восприятие вещей. Они не различали мира, существующего независимо от человека, и мира, существующего в человеческом сознании. Каков этот мир, они ответить не могли. И воспринимали мир как непостижимую тайну, и благоговели перед этой тайной. Не зная строение мира, они принимали непознанный мир совершенным, а совершенство мира объясняли властью над миром божественной силы, наделённой высшим разумом. Преклонение перед образом совершенного божественного и уничижение несовершенного человеческого составляло основу их мировоззрения.
Догматика христианства поддерживает веру в божественное и непостижимое. Но то, что составляет основу христианства, задумано и написано людьми.
И это так: христианство возникло не на пустом месте. Вся догматика церкви создавалась на основе достижений «языческой» науки. Как и положено науке, наука древних была выстроена на точных и однозначных понятиях, выраженных символами. То была наука о мышлении: египетская наука Священного Глагола, учение о Логосе (Слове) Гераклита, Наука чисел Пифагора, Теология (Слово божье) Платона и Прокла.
Христианство развивалось с привлечением мировоззренческих идей Платона (428/427–348/347 до Р.Хр.) и Аристотеля (384–322 до Р.Хр.). Доказательная основа была перенята у Прокла Диадоха (ок. 410–485 г.г. н.э.) – философа-неоплатоника и руководителя Платоновской Академии.
Влияние Платона, пифагорейца, создавшего «языческую» науку о мышлении, было столь велико, что его называют одним из «основателей» христианской религии и духовности: неоплатонизм философов, Плотина (ок. 204/5–270 г.г. н. э.) и Порфирия (232 – ок. 305 г.г. н. э.), сильно повлиял на христианство через отцов церкви, таких как Августин Аврелий (354–430 г.г. н. э.).
Британский математик, логик и философ Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) однажды заметил: «Наиболее правдоподобная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой (лишь) серию примечаний к Платону».
Если углубиться в знаки Писаний, то можно увидеть источник, из которого черпали основатели религий и пророки.
Основу наук составляют смысловые системы, состоящие из знаков. Общим свойством всех знаков, ставших основой для создания смысловых систем, является их однозначность, единичность и неделимость. Такая целостность знака необходима, чтобы мышление человека получило опору. Потому что только то, что однозначно и неделимо может стать понятным, и только единичное может стать основой для построения множества:
«Всякое множество состоит или из объединенностей или из единичностей. …В самом деле, ясно, что ничто в отдельности из многого не есть [тем самым] просто само множество и, наоборот, множество не есть каждое в отдельности. Если же оно не просто множество, то оно или объединенность, или единичность…». [«Прокл. Первоосновы теологии», Издательская группа «Прогресс», Москва, 1993 г. §6].
Всё сложное подчинено одному закону и состоит из единичностей. Эти единичности составляют суть явлений и, образуя множества, имеют между собою множество связей, объединяющих в целое. Так выстраивается и так работает всякая смысловая система.
Различные смысловые системы отличаются знаками, смысл которых определяет применённая для создания умопостигаемого понятия мера. В знаках присутствует мера, которая образует смысловую основу: Знак, выраженный Мерой, осуществляет перенос содержания обозначаемого Предмета на его Образ, который и создаёт умопостигаемое Понятие.
Выглядит это так: Предмет→Знак (выраженный мерой)→Понятие.
Сознание отображает предметы и явления. Но без меры предмет для сознания – это просто некий предмет, каких много. А его образ - это просто образ, а не умопостигаемое понятие.
Такое преобразование Троично и представляет собой пример работы Закона преобразования Сути, о котором сказано, что «он есть образующий закон вещей и истинный ключ жизни, который раскрывает разуму внутреннее строение вселенной» [Эд. Шюре. Пер. с франц. Кн. 6, Пифагор. Тип. Губ. Управы, г. Калуга, 1914].
Система представлена во множестве, а множество состоит из единичностей. Множество составляет внешнее строение системы, а единичное – содержит скрытую, умопостигаемую суть:
«Всякое множество единиц, освещающее [собой] истинно сущее, скрыто и умопостигаемо. Скрыто – потому что связано с единым; умопостигаемо же – потому что ему причастно сущее». [Прокл. Там же. §162].
Если рассмотреть смысловые системы, изобретённые человеком, то окажется, что очень часто мера связана с той или иной частью человеческого тела.
С помощью догматов толкуют смысл Писания. Но люди, принимающие истинность догматов, не вполне отдают себе отчёт, что утверждение истинного без доказательств не делает утверждаемое умопостигаемым. А это значит, что недоказанное лишено смысла. И то, что лишено смысла, для человеческого сознания не существует. Именно поэтому христианские богословы говорят о необходимости просветления разума верой. Иначе говоря, призывают не пользоваться разумом и не пытаться исследовать «внутреннюю жизнь» скрытого.
Но, разуму нужно основание. Отсутствие основания для разума лишает основания и веру: вера, не встроенная в разумный оборот сознания, лишена жизни.
Человек склонен искать ответ на вопросы, касающиеся его жизни. Он ищет истину, чтобы, опираясь на неё, исходя из неё, он смог избавиться от ошибок, и жизнь его стала разумной и упорядоченной. Но те, кто ищет в христианстве сокровенный смысл, не находят его. И как найти то, чего нет.
Особенностью смысловых систем является их двоякое строение: сочетание внешнего, системного, и смыслового, внутреннего. Но, в своих толкованиях мистики не использовали смысловую основу древних наук. Знаки остались, и стали основой догматов, «непостижимых на уровне рассудка». Внешняя логика смысловых систем позволяла создавать видимость разумного, а отрицание смысловых начал – толковать о божественном и непостижимом.
И всё же, книги – это плоды человеческого разума, а древние тексты, сколь бы древними они ни были, задуманы и написаны людьми.
«Писание, данное Богом для спасения людей, состоит из тела, души и духа». [Творения Оригена, учителя александрийского. Изд. Казанской Духовной Академии. Вып. 1. О началах. Казань, 1899 г. Стр. 326–327].
Смысл священных текстов имеет трёхступенчатое строение, и: «Мысли священных книг дóлжно записывать в своей душе трояким образом. Ибо, как человек состоит из тела, души и духа, точно так же и Соответственно необходимо различать три смысла текста: телесный (буквальный), душевный (нравственный) и духовный (иносказательный)». [О началах. Там же]. В текстах применено иносказание. Выходит, что догматы догматами, а смысл того, что написано в Писании, существует.
И это так, ибо: «Толкование Священного Писания происходит путем раскрытия тайного смысла, скрытого в иносказаниях. В словах заключён невидимый смысл. В нём разумная душа видит особые свойства. Она видит не только красоту мыслей, отраженную в наименованиях, но обнаруживает и раскрывает символы, извлекает на свет и открывает помыслы для тех, кто способен по незначительному намеку увидеть в очевидном скрытое». [Тексты Кумрана, вып. I. Перевод с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий И.Д. Амусина. М., «Наука», 1971. Приложение. Стр. 383].
Смысл Писаний разделён: одно читаемо и видимо глазу, другое видимо душе, третье – разуму. Смысл, видимый разумом, сокровенен (скрыт от глаз), и читается прочтением имён и раскрытием знаков, выраженных символами.
Догмат о Троице единосущной и животворящей, дающей Жизнь – первый из христианских догматов. Догмат имеет образ, но не понятие. С Троицы всё начинается, но, поскольку понятия нет, все остальные догматы, связанные с Троицей, также понятия не имеют.
И Троица, и прочие догматы, содержат символику. Имеющие внешнюю оболочку, символы видимы глазу. Если не знать их сокровенный смысл, то символы будут непостижимы. Поэтому в христианстве символы не объясняются, а отождествляются.
Символы догматов выражены числами. Троица – это три, Адам, или первое Слово божье и второе лицо Троицы – один и два. Иисус Христос, или новое Слово божье, также отождествляется со вторым лицом Троицы, или Логосом. А, соединяющий две природы – божескую и человеческую, составляет с ними единое целое и число один. Кроме того, и Адам, и Иисус Христос связаны с числом 12.
В дохристианской философии (науке о мышлении) числа были мерой смысла. Поэтому сказано: «Числа имеют божественную природу» [Прокл. Первоосновы теологии. §113]. Числа же были символами «божественного устройства» мира. В «Науке чисел» Пифагора по этому поводу сказано: «Бог, неразделимая сущность, имеет своим числом единицу, Которая содержит в себе безконечность, своим именем – имя Отца, своим Знаком – Символ Духа, в котором Сущность всего» [Эд. Шюре. Пер. с франц. Кн. 6, Пифагор. Тип. Губ. Управы, г. Калуга, 1914]. И Платон писал о том, что числа отражают строение мира, то есть являются мерой смысла, и отражают устройство человеческого сознания.
Учение о Троице и о Сыне божьем, воплотившим в себе два начала, божеское и человеческое, имеют количественное выражение. Их строение составляет двоичность, состоящую из противопоставления одного другому, и троичность, содержащую переход.
Символика христианства, преподаваемая теперь как нечто непостижимое для разума, в которой троичность божества представляется как миф, но не понятие, раскрывается в учении древних, в котором двойка является символом божественной Природы, а тройка обозначает божественный Разум, и в сумме они дают пятёрку, являющую собой символ рождения совершенного человека, Сына Божьего.
Пятерúца, древний символ, идущий от Адама, представляющий внешнее строение знаковой системы первичных смысловых начал (ребер Адама) языка человеческого.
Число пять соответствует количеству пальцев (перстов) на руке человека. Деление на 2 и на 3 соответствует сложению кисти в двуперстном крестном знамении, принятом в русском Православии до 1657 года от Р.Х. (7165 лет от Адама).
О том, что значат числа и как это работает, описано в статьях: «Устройство знаковых систем», «Альфа и Омега – происхождение и значение символов», «Двенадцать Апостолов Агнца».
Если догмат о Троице представляется богословам туманным, то кажется, что с догматом о грехопадении Адама и жены его всё ясно: есть описание и есть его толкование. На основании описания Адам и его жена обвинены в грехопадении. Но, прочтение текста и сопоставление, построение взаимосвязей выявляет иное. И то, что написано, не соответствует тому, что толкуемо.
Сотворение мира и «грехопадение» Адама описано в Пятикнижии Моисеевом, первых книгах Ветхого завета. Происхождение Пятикнижия доподлинно неизвестно, потому что данные о месте, времени, причинах и авторстве написания Септуагинты, «самого древнего перевода книг Ветхого Завета», признаны ложными. Единственным свидетельством оного является «Письмо Аристея к Филократу», повествование которого имеет под собой лишь отчасти достоверное историческое ядро. Поэтому вопрос об источнике перевода, и о народе, его создавшем, остаётся открытым.
Для многих непреложной истиной является еврейское происхождение предания, описанного в книгах Пятикнижия Моисеева, да и всего Писания тоже. Но, данное мнение не имеет доказательств и, по сути, также является догматом, навязанным извне. Мнение, что Писание написано евреями, а Христос был еврей, не имело хождения в русском народе. А, оглашенное в присутствии русских мужиков, еще в начале 20 века, вызвало бы, мягко сказать, непонимание.
Но, истина не в том, что мнимо, а в том, чему есть свидетельство. Таким свидетельством является сам текст Писаний, в котором кроме внешнего, буквального смысла, есть смысл внутренний.
Смысл, видимый разумом, читается прочтением имён и раскрытием знаков, выраженных символами. Ибо, «если в мире людей живёт явленный образ предмета, выраженный символом, то он отражает некогда постигнутую разумом Суть». Посему: для того чтобы «увидеть разумом» и понять содержание предания о сотворении мира, нужно читать знаки и мыслить логически.
В Ветхом завете описано сотворение мира и человека. В изложении подробно перечислена последовательность событий, описывающих целенаправленные, взаимосвязанные действия, разрастающиеся по мере выполнения предыдущих: «В начале сотвори богъ небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и духъ божий носашеся верху воды. И рече богъ: да будет светъ. И бысть светъ. … И нарече богъ свет день, а тму нарече нощь. (Быт. 1:1-3,5,6,8-10).
Бог дал имена свету и тьме, тверди и суше, и собранию вод. Бог создал человека: «И созда богъ человека, перстъ взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» [Быт. 2:7].
Бог создал травы, дающие семя, и деревья, дающие плоды. Бог создал пресмыкающихся ползающих, населяющих воды, и рыб плавающих. Бог создал зверей и птиц: «И созда богъ ещé от земли вся звери сéлныя и вся птицы небéсныя, и приведé я ко адаму видети, что наречетъ я: и всяко еже аще наречé адамъ душу живу, сие имя ему. И нарече адамъ имена всем скотóм, и всем птицам небесным, и всем зверем земным» [Быт. 2:19-20].
Как видим, речь идёт о языке, который знал бог, знал Адам, созданный богом. Причём, и бог, и Адам нарекали всё, что было впервые создано. Нарекали сразу, как только видели то, что следует наречь. Из этого следует, что язык возник сразу и вдруг, с готовой к применению знаковой системой. Следует отметить, что современное языкознание подобное происхождение языка отвергает.
Из описания сотворения мира следует, что и бог, и адам знали и умели пользоваться знаковой системой, способной описывать мир понятиями. И в этом нет ничего удивительного: свойством описывать мир понятиями обладает всякая знаковая система, созданная человеком.
Кажется, что нет ничего примечательного в том, что бог давал имена свету и тьме, тверди и суше, и собранию вод, и нарекал день и нарекал ночь. То же делал и адам. Но нарекал он, в отличие от бога, предметы одушевлённые: «всяку душу живу». Такой же душой, обретшей «дыхание жизни», был и адам.
Адам нарекал имена животным, зверям земным и птицам небесным: значит, адам не только знал язык и на этом языке давал имена, а был самим языком, живым языком человеческим.
Смысл существует в сходстве и сравнении. И если сравнить предания Ветхого завета и Корана, священной книги последователей Магомета, то обнаружится различие.
И в Коране написано о создании Адама. Но, в отличие от Ветхого завета, Адам из Корана был обучен языку и письму богом.
Согласно Корану, Адам был создан Аллахом «из сгустка» [Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. 96:2] «звучащей глины»: «Кто совершенный вид придал всему, что создал, из глины начал сотворенье человека» [Коран. 32:7]. «Он создал человека из гончарной глины, звонкой» [Коран. 55:14]. Вдохнув в Адама жизнь, Аллах обучил Адама названиям всего, что суще [Коран. 2:31], и этим возвысил его над ангелами [Коран. 2:34]. Самый щедрый творец «человеку дал перо и научил письму» [Коран. 96:4].
Сходство содержания Корана с преданием Ветхого завета говорит о том, что у Корана и Пятикнижия был общий источник, повествующий о древнем предании, смысл которого сокровенен.
В Пятикнижии и Коране написано о первом человеке, которого звали Адам. Имя одно, но сотворение человека описано по-разному: в Пятикнижии Адам был создан богом «перст взем от земли», а после познания «добраго и лукаваго» облачён в ризы кожаны: «И сотвори господь богъ адаму и жене его ризы кожаны и облече ихъ» [Быт. 3:21]; а в Коране Адам создан из звонкой гончарной глины. Кажется, что это несоответствие частностей. Но, эти частности принадлежат одному, – Адаму, первому человеку. Несоответствие, принадлежащее одному, может быть или ошибкой, или обозначает тождества – равнозначные предметы и понятия.
Кроме имени, описание Пятикнижия и Корана содержит ещё одно сходство, на основании которого также можно сделать вывод о тождественности понятий. Так, в Ветхом завете написано, что Адам нарекал имена животным, зверям и птицам. И в Коране написано, что бог обучил Адама названиям всего, что суще. Из этого следует, что Адам был носителем языка.
И Ветхий завет, и Коран описывают способы создания Адама. Но способы эти имеют различие.
В Пятикнижии бог создал человека «перст взем от земли». Слово перст обозначает палец. Поскольку то, что сделано пальцем, относится к земле, то палец делает что-то по отношению к земле. Создание чего-то обозначает и способ и действие. Адам же создавался богом действием: «перст взем от земли», или: палец в землю, от земли. Такое действие может быть связано с движением перста по земле, которое оставляет на земле следы.
Что касается Корана, то он также содержит описание сотворения Адама богом, который «создал человека из гончарной глины, звонкой». Глина становится звонкой при обжиге, а это значит, что человек был создан из обожжённой глины.
Различный способ сотворения человека позволяет судить о том, что он, этот способ, не столь важен, так как описывает одно и то же: в Ветхом завете сотворение Адама связано с землёй, а позднее Адам и его жена были облачены в кожаные одежды; в Коране сказано, что материалом для Адама стала звонкая гончарная глина, или глина обожжённая.
Рассмотрение позволяет выделить общее – Адама, и различие – способ его происхождения. Различие способа происхождения принадлежит одному, поэтому вместе эти различия едины. Чтобы выяснить, в чём их единство, необходимо провести сравнение и ответить на ряд вопросов.
Во-первых, в Писании дано довольно подробное изложение последовательности сотворения мира, а затем растений и животных. И земля, и небо, и вода, и суша не были созданы из чего-то: описания, из чего был создан мир, нет. А материал, из которого создан человек, описан: это земля, глина и кожа.
Во-вторых, материал, из которого создан Адам, различен. И если в земле и глине есть что-то общее, то облачение в ризы кожаные никак не вяжется с каким-либо разумным объяснением. А оно должно быть, так как и Библия, и Коран – произведения основополагающие, а значит глубоко продуманные, и в них, безусловно, каждое слово описания стоит на своём месте и имеет свой смысл.
Если говорить об Адаме – предмете, а не об образе первого человека, то Адам – это носитель языка, который может быть создан нанесением следов на земле, на глине (которую затем обжигают), на коже. Адам несёт в себе язык, а язык, оставляющий следы на поверхности земли, на обожжённой глиняной доске, или коже, называется письменностью.
Если в писаниях христиан и магометан поведано о том, что человек стал человеком, обретя письменность, то это имеет смысл, хотя и противоречит принятому толкованию того, что написано. Впрочем, внутреннее содержание Писаний и их толкование христианскими богословами – вещи не взаимосвязанные, поскольку догматы представляют собой беспредметный образ, «непостижимый на уровне рассудка».
Изобретение человеком письменности не было связано с изобретением материала, на котором можно было бы писать. Такие материалы были везде: земля, песок, камни, стены гор и пещер. Только много позднее, с развитием письменности, были изобретены более удобные материалы для письма, которые можно было хранить и переносить, и которые занимали меньше места. Ими стали: обожжённые глиняные дощечки, выделанная кожа, деревянные доски, бумага. Написанное на земле недолговечно, а сохранившиеся памятники древней письменности подтверждают, что материалом, на котором писали в древности, были и земля, и глина, и кожа.
Способ письма на земле не хранит следов, но сохранён в преданиях о памятных событиях в истории человечества: «По преданию, после взятия Сиракуз (212 до Р.Хр.) Архимед среди общего смятения был поглощен изучением чертежа, нарисованного им на песке в своем саду. Римские воины, ворвавшиеся в его дом, спросили, кто он такой; вместо ответа Архимед закрыл чертеж рукой со словами: «Не испорти этого», и был тут же убит» [Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. Пер. С.Ю.Трохачева. СПб.: Изд. СПбГУ, 2007 г.]. Во время своих размышлений философы, математики и геометры Древней Греции писали на земле, или песке, о чём имеются многочисленные упоминания.
На земле писали и в евангельские времена, о чём свидетельствует Новый завет: «Иисус же пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле» (Ин. 8,1-8).
Современные способы написания и материалы для письма отличны от тех, что применялись в древности, настолько, что слова «перст взем от земли» и «из гончарной глины, звонкой» никак не отождествляются с написанием знаков. А повествование священных книг об адаме и жене, одетых «в ризы кожаны», не отождествляется с началами просвещения.
О том, что Адам – это написанные знаки, письмена божьи, которыми человек может нарекать имена всему живому, говорит и имя Адама, названного «первым Словом божьим».
Кроме того, ещё одним соответствием является число 23, количество значащих звуков (корнесловов) русского языка, некогда выделенных автором данной статьи из знаковой системы русского языка (азбуки). Поиск ответа стал причиной поиска соответствий. Такое соответствие было найдено в предании Ветхого завета о первых словах языка человеческого.
(См. статьи: "Первичные смысловые начала (корнесловы) русского языка", "Значащие звуки и буквы русской азбуки", "Устройство знаковой системы русского языка")
Число 23 дано в Ветхом завете иносказательно: «И рече господь богъ: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему». Описан и способ создания помощника: «И наложи богъ изступление на адама, и оуспе: и взя едино от ребръ его, и исполни плотию вместо его»… «И созда господь богъ ребро, еже взя от адама, в жену, и приведе ю ко адаму» [Бытие, Кн. 1, Гл.2:21-22, стр. 11].
Писание содержит знаки, смысловые единицы. В данном случае знак содержит число. Ведь Адам сравнивается с человеком, и речь идёт о человеческих ребрах. А у человека 24 ребра, по 12 рёбер с каждой стороны.
В Писании сказано, что одно ребро взял бог и создал из него помощника, жену Адама. Соответственно ребер у Адама стало на одно меньше. Если от 24-х отнять один, будет 23, а это как раз число первых знаков, на которых построен язык человеческий. Так мы получаем ещё одно подтверждение того, что Ветхий завет говорит о языке. И этот язык, названный Адамом, состоял из двадцати трёх первичных смысловых начал, которые были знаками, начертанными перстом на земле.
В Пятикнижии описано то, что богословы называют «грехопадением» Адама и жены его. Но в действительности никакого грехопадения не было. Напротив, Адам и его жена обрели нравственное начало, потому что стали различать добро и зло:
«И насади господь бог рай во едеме на востоцехъ, … И прозябе богъ еще от земли всякое древо красное в вúдение и доброе в снéдь: и древо жизни посреде рая, и древо еже вéдети разумéтелное дóбраго и лукáваго. [Бытие, Кн. 1, Гл.2:8-9]
Речь идёт о насажденном в раю древе жизни, древе разумения доброго и лукавого («лукавое» - злое дело).
Человек (адам) был введен в рай, чтобы «делати его и хранити». Бог заповедал Адаму есть от всякого древа, кроме древа жизни. Предупредил, что если вкусить от того древа, «в он же день смертию оумрете» (в тот же день смертью умрёте).
Грехопадение Адама через его жену связывают со Змеем, который будто подговорил жену Адама согрешить, нарушив божью заповедь не есть плодов древа, что посреди рая. Те плоды были вразумительные: отведавший плод обретал способность различать добро и зло.
Так об этом написано: «Змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли, их же сотвори господь богъ». (Змей же был мудрейшим из зверей, сущих на земле, которых создал бог).
И сказал змей жене: «иако рече богъ: да не иасте от всякаго древа райскаго». (Бог говорит, да не ешьте от всякого древа райского). На что жена возразила: «От вякаго древа иасти будем: от плода же древа еже есть посреде рая, рече богъ, да не ясте от него». (От всякого древа есть будем: от плода же древа, которое посреди рая, бог велит да не есть от него). [Бытие, Кн. 1, Гл.3:1-3]
И сказал змей жене: «не смертию оумрете: ведаше бо богъ, иаки в он же аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете иако бози, ведати доброе и лукавое». (Не смертью умрёте: бог ведает, что вкусив от древа жизни, в тот же день раскроются глаза ваши, и будете как боги различать (ведать) доброе и злое).
Не ведающие, о чём речь, не читающие знаки, действительно истолкуют, что жена ослушалась бога. (И как она могла, это же бог!). И даже то, что древо жизни раскрывает глаза (зеркало души) на добро и зло, и делает человека нравственно разборчивым, не оправдывает им жену.
Змея, мудрейшего из зверей, которых создал бог, толкователи называют змеем-искусителем, в которого вселился дьявол. Но тому нет подтверждения. Змей ни в мыслях, ни в поступках не был двуличен, а говорил Жене истинную правду. Неправду говорил бог.
Слова змея: «будете как боги, ведать доброе и лукавое», это не значит: «будете грешить, как боги». В увещевании змея мудрости речь идёт о добродетели, о снискании божественной благодати, а не о грехе.
«И виде жена иако добро древо в снедь, … и вземши от плода его иаде, и даде мужу своему с собою и иадоста». (И увидела жена, что древо доброе, … взяла плод и ела, и дала мужу своему).
После того, как отведали они плодов: «И отверзоша очи обема, и разумеша, иако нази беша». (И раскрылись глаза их, и поняли, как наги были).
Если не знать, что в Писании применено иносказание, и не понимать, где искать, то объяснение будет довольно простым и забавным одновременно: не послушались всемогущего бога, а послушались мудрого змея. А горе, как известно, от ума. Вот и согрешили. Но, если знать, как создаются понятия и как развивается мысль, то увидим другое.
Адам, который был первым Словом божьим, знаковой системой, созданной для описания мира понятиями, был совершенен, но наг. Столь же нагой была и Жена Адама – смысл написанных богом знаков.
Первичные смысловые начала языка человеческого выстроены в систему, которая есть совершенство строения и смысла: 23 знака делятся на пять разрядов, в которых 1 разряд гласных и 4 разряда согласных; 2 разряда по 1 звуку и 3 разряда по 7 звуков.
Об устройстве системы языка написано в книге: «Корнеслов». Лыкин И.Л., г. Москва, 2013 г., и в общих чертах в статье «Устройство знаковой системы русского языка» и прочих, представленных на данном канале.
Если говорить о символическом соответствии, о наличии смысловой привязки, то внешнее деление разрядов на 1 разряд гласных и 4 разряда согласных соответствует Пятерúце и повторяет строение кисти правой руки, в которой большой палец отстоит от четырёх остальных; внутреннее смысловое деление разрядов на 2 и на 3 соответствует сложению кисти в двуперстном крестном Знамении, о котором сказано: «правой руки соединить персты – первый крайний да нижних два концами сомкнуть, – этим знаменуется Святая Троица; средний перст выпрямить, чуть наклонив, а соседний повыше, выпрямив, – они знаменуют две ипостаси: божеское и человеческое» [«Домострой». Москва, издательство «Паломникъ», 2002 г. стр. 29].
Количество звуков в каждом из трёх разрядов равно семи, и разделено на три и четыре. В принятой символике семь отражает Природу человека: 7 = 3 (ум, душа, дух) + 4 (мир, или количество стихий, два по два). А в Писании Нового завета семь – это «глава Адама».
Глава Адама и ребра представлены в изображении православного распятия. В изображении распятия Сына мы видим главу с ребрами Адама, «на которые была пролита кровь жертвы, вдохнувшая в ветхозаветного Адама новую Жизнь и воскресившая его».
Адам, содержащий первичные смысловые начала языка человеческого, был безгрешен. И это так, азбука непогрешима. Знаки обозначают то, что в действительности существует, и то, что человек видит, осязает и воображает: движимое и недвижимое, материальное и нематериальное, точное и неточное, определённое и неопределённое, ничтожное, малое и большое.
Написанные знаки (ребра адама) и их смысл – это Адам и его Жена. Пока Адам и Жена составляли содержимое знаковой системы, они были безгрешны и «обитали в раю». Как только знаки заработали и стали применяться для составления слов, а написанные слова стали словами произнесенными, они стали смертны.
«По мере развития языка, начертанные письмена стали создаваться на коже. Об этом сказано: «И сотвори господь богъ адаму и жене его ризы кожаны и облече ихъ» [Бытие, Кн. 1 Гл.3:21]. (И сотворил господь бог Адаму и жене его одежды кожаные и облачил их). Сведения, указанные в Пятикнижии, достоверны, поскольку древние свитки и книги писались на коже.
Вместе с Адамом упоминается и его жена. И это естественно: знак и его значение связаны воедино (два в плоть едину).
Адам-Слово был создан не только для того, чтобы быть написанным и служить способом передачи мысли через письменный знак. В устной речи письменный знак имеет звуковое тождество, и написанный знак произносится.
Гармоническое строение, состоящее из двух противоположностей, связанных единой Сутью, повторяется и здесь. Написанное вечно, так как может быть воспроизведено безчисленное количество раз, а сказанное смертно, так как после произнесения «умирает». Об этом говорит и Писание: «И изгна его господь богъ из рая сладости делати землю, от нея же взят бысть» [Бытие, Кн. 1 Гл.3:23]. (И изгнал его господь бог из Рая сладости делать землю, от которой взят был). Образ изгнания был бы туманен, если бы не известный предмет. А речь идёт об Адаме, написанном Слове. Поэтому изгнание Адама из Рая означает, что написанные слова сошли со страниц книги и стали применяться человеком в разговорной речи. Будучи изгнаны из Рая, Адам и его Жизнь, сказанное и его содержание, стали смертны, так как слова не оставляют следа после того, как разговор закончен». [Лыкин И.Л. Корнеслов. Москва, 2013 г. стр. 413-414]
После того, как Адам и Жена его стали различать добро и зло (обрели нравственное начало), Адам дал Жене новое имя: «… нарече адамъ имя жене своей жизнь, иако та мати всехъ живущихъ» [Бытие, Кн. 1, Гл.3 стр. 12]. (И нарек Адам имя жене своей Жизнь, так как та мать всех живущих).
Жена Адама стала Жизнью, потому что обрела способность «рожать детей своих» - давать смысл словам языка человеческого, чего не было, когда Адам и его Жена были знаками знаковой системы и их закреплённым за каждым знаком смысловым значением.
Слова бога жене: «И жене рече: оумножая оумножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будетъ» [Бытие. Кн.1.Гл.3:16] (И жене сказал: умножая умножу печали твои и воздыхания твои: в болезнях родишь детей, и к мужу твоему обращение твоё, и только тобою обладать будет) имеют внешний смысл. И не читающий знаки скажет, что речь идёт о родовых муках, которые испытывает женщина при рождении детей. Так и есть, но следует помнить, что Писание состоит «из тела, души и духа», и надо отличать смысл буквальный от смысла, видимого разумом.
Писание повествует об Адаме и его Жене, мужчине и женщине, мужском и женском начале, о Слове и обобщении его значения.
Единичные значения смысловых начал языка (первого Слова божьего), будучи обобщёнными, рождают содержательное значение слова. Содержание слова – это чадо обобщения единичных значений. Рождение содержания слов подобно рождению дитя человеческого мужчиной и женщиной.
Слова рождены долговременным умствованием, которое даётся трудом. Об этом говорят слова: «умножая умножу печали твои». Слова состоят из звуков. Обобщение значения нового слова даётся обращением к коренному значению каждого звука. В Писании об этом говорят слова об обращении жены к мужу. Обобщение значения нового слова всегда болезненно, как болезненно рождение нового чада человеческого. Слова о муже: «и только тобою обладать будет», – говорят о единственности коренного значения звука.
И снова мы видим подтверждение того, что наращение Сути происходит подобно: от единого разделение надвое (Адам и жена, его Жизнь), противопоставление одного другому (мужчина и женщина), исхождение во множество (рождение детей) и схождение воедино (обращение жены к мужу), т.к. объединение женского и мужского начал имело значение единицы. А всё сложное, исходящее во множество, подчинено одному закону и состоит из единичностей. Эти единичности составляют суть явлений и, образуя множества, имеют между собою множество связей, объединяющих в целое. Такова божественная Природа и божественный Разум.
То, что мы имеем теперь в качестве толкований Святого Писания, созданного учёными древности, далеко от его сокровенного смысла. Те, кто толковал Писание, или не понимали его Сути, или преследовали определённую цель. В любом случае их толкования были далеки от содержания Писаний и представляли собой художественный вымысел, выстроенный в соответствии с догматами веры и мистическими предпочтениями, которые стояли выше рассудочных выводов. Таким вымыслом стало обвинение человечества в его первородной греховной сущности.
Но, от начала творения мир человека и человек в этом мире был создан разумным. Основой мира стало учение о Совершенном человеческом Языке и Совершенном человеческом Разуме. В этом мире бог был тем, что «создаёт и устрояет мир, даёт вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон». Бог был способом создания знаков, а смыслом знаки наделял человек.
Создание Слова божьего было явлением, которое древние сравнивали с сотворением мира и человека. Слово было не просто средством общения, оно было способом постижения мира внешнего и внутреннего, вне человека и внутри него; слово было средством связи внутреннего мира человека с окружающим миром; слово позволило человечеству постичь разум и обрести внутри себя разумное начало.
Вероятно, кто-то возразит и скажет: нет, толкователи понимали Писание. Но и теперь даже возраст Адама и Пророков истолкованы неверно, хотя выражены они в числах. В Завете дана кратность 12-ти, которая задана ребрами Адама. Поэтому, когда написано: «Поживе же адам летъ двесте тридесять и роди сына», не стоит принимать написанное буквально. А следует руководствоваться разумом. Столь почтенный возраст не самый подходящий для рождения детей. Но, если 230 лет поделить на 12, то будет 19 лет и 58 дней. Возраст вполне подходящий для отцовства.
То же и с возрастом, когда Адам умер: «И быша вси дние адамовы, иаже поживе, летъ девять сотъ и тридесять: и оумре». Сказано, что Адам прожил 930 лет. Но, если применить кратность 12-ти, и 930 лет поделить на 12, то будет 77 с половиной лет. Возраст вполне подходящий, чтобы умереть.
Когда мы встречаем какое-либо рассуждение, далеко не все способны оценить сказанное и написанное, и понять, истинно оно или нет. Часто достаточно одного только авторитетного мнения, чтобы принять суждение на веру. Но тогда последствия могут быть весьма неприятны. А в долгосрочной перспективе неверные суждения, пришедшие извне, могут исказить восприятие действительности, и даже оказать негативное влияние на всю жизнь. Поэтому в познании мира нужно руководствоваться разумом и использовать для этого соответствующие приёмы.
Автор: Лыкин И.Л.
© И. Л. Лыкин
#язык #корнеслов #языкознание #лингвистика #русский язык #мышление #языковедение #русский мир
Если вам понравилась статья, можете поддержать автора: поставить лайки или подписаться.