Найти тему
TacticMedia

Михаил Тимин. «Небо в парашютах» маршала Зимина. Часть 1: Суровый май – репетиция

В этой статье будет рассказано о событиях мая — июня 1943 года, а именно о попытках немецкого командования, силами и средствами авиации и тяжелой артиллерии, затруднить переброску грузов по «Дороге жизни» и «Дороге победы», которые обеспечивали снабжение жителей Ленинграда, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. И противодействию которое оказали части и соединения советской противовоздушной обороны и истребительной авиации противнику.

Вечерело. Итак, на рассвете и на закате этого дня мы провели две схватки. Две, но какие! В общей сложности в налетах участвовало более двухсот самолетов врага. Этого было вполне достаточно, чтобы разрушить железнодорожный мост, ГЭС, смести с лица земли немало других важных объектов. Но все это оставалось на своих местах. Пострадал только один деревянный пролет моста. Уже на следующие сутки движение через него было возобновлено в прежнем ритме. (Здесь и далее выделено автором - Ред.) Наши летчики — всего четыре десятка истребителей — оказались готовы к такой борьбе. Когда подводились окончательные итоги, то выяснилось, что за день фашисты потеряли 23 самолета. Кроме того, еще 9 их машин были сбиты зенитным огнем.Ясное голубое небо было исчерчено черными шлейфами, которые тянули за собой горящие немецкие самолеты. При их падении на много километров прокатывались отзвуки мощных взрывов: некоторые бомбардировщики падали с полной бомбовой загрузкой. Повсюду белыми пятнами мелькали купола парашютов. Это экипажи сбитых самолетов покидали свои машины.Наши истребители действовали решительно, быстро и очень организованно. Наблюдая этот бой, я как командир дивизии испытывал полное удовлетворение и в то же время остро сожалел, что у нас так мало сил. При том мастерстве и отваге, которые показывали наши летчики, будь у нас вдвое больше сил, мы могли бы разгромить эти крупные бомбардировочные группы. 32 потерянных за день самолета — потери для гитлеровцев чувствительные, но если бы у нас были дополнительные силы, мы бы, конечно, сбили их намного больше.Ход боя с земли наблюдали многие из дивизии. Была видна работа не только каждой эскадрильи, но и отдельных звеньев, пар и даже некоторых летчиков. Этот «всеобщий» контроль с земли оказывал, видимо, определенное психологическое воздействие на летчиков, заставляя их драться решительно и инициативно. И как следствие — высокая результативность.

Такими высокопарными фразами Герой Советского Союза маршал авиации Георгий Васильевич Зимин рассказал в своих мемуарах «Истребители» о блестящих результатах воздушных боев, произошедших на рубеже весны - лета 1943 года над мостами через реку Волхов. Маршал утверждал, что враг был разгромлен, и немецкие самолёты в массе своей к мостам через Волхов и другим важным объектам инфраструктуры в районе Волховстроя пробиться не смогли. Лишь случайно пострадал один пролет деревянного моста, который, впрочем, буквально за несколько часов отремонтировали.

Герой Советского Союза маршал авиации Георгий Васильевич Зимин, весной 1943 года командир 240-й истребительной авиадивизии.
Герой Советского Союза маршал авиации Георгий Васильевич Зимин, весной 1943 года командир 240-й истребительной авиадивизии.

Речь в данном случае идет о известных событиях, когда сразу после прорыва блокады Ленинграда вдоль южного берега Ладожского озера началось строительство «Дороги победы».

План «Дороги Победы».
План «Дороги Победы».

Работы начались 22 января 1943 года, 2 февраля был построен временный деревянный низководный дугообразный мост на сваях через реку Нева в районе Шлиссельбурга, а 5 февраля закончена укладка рельсов на всей трассе. Уже на следующий день началось движение поездов на линии Поляны – Шлиссельбург протяженностью 33 километра. 19 марта 1943 года был веден в эксплуатацию постоянный железнодорожный мост длиной 852 метров. Однако, временный мост также решили сохранить, что впоследствии сыграло важную роль в организации бесперебойного движения железнодорожных составов.

Мосты через р. Нева в районе Шлиссельбурга. Слева «временный» низководный, права «постоянный».
Мосты через р. Нева в районе Шлиссельбурга. Слева «временный» низководный, права «постоянный».

Не менее важным был железнодорожный мост через реку Волхов в районе Волховстроя. Рядом с существующим мостом там также соорудили дублирующий деревянный. Эти меры были вполне объяснимы: железная дорога в ряде мест проходила в 5–6 километрах от линии фронта, что позволяло противнику обстреливать её огнем тяжелой артиллерии, при этом часто огонь корректировался самолётами-разведчиками. Так, уже 25 марта артиллерийским обстрелом был сильно поврежден основной мост через Неву. Обрушились два пролета длиной по 23 метра каждый и одна опора. Восстановление заняло 15 дней, а движение осуществлялось только по низководному железнодорожному мосту. Однако объем перевозок рос.

Аэрофотосъемка мостов через р. Нева в районе Шлиссельбурга, ниже по течению «временный» низководный дугообразный, выше «постоянный».
Аэрофотосъемка мостов через р. Нева в районе Шлиссельбурга, ниже по течению «временный» низководный дугообразный, выше «постоянный».

Если в феврале – марте по дороге прошли 136 и 132 эшелона соответственно, то в апреле уже 291 состав, а в мае уже - 550. Очевидно, по этой причине после завершения активной фазы боёв под Старой Руссой и последовавших за этим организационных мероприятий, немцы начали подготовку к ударам по советской инфраструктуре и с воздуха. Целью должны были стать не только мосты, но и железнодорожные станции, порты на Ладоге, а также «Дорога жизни».

К большой удаче для Ленинграда противник готовился к летней кампании и мог бросить в бой на этом направлении только ограниченные силы. И без того не слишком внушительная группировка Люфтваффе, собранная для отражения зимних наступлений Красной Армии, в начале мая начала таять, как лед под весенним солнцем. И если убытие на центральное направление трех десятков «Фоке-Вульфов» Fw190 из I группы 26-й истребительной эскадры (I/JG26) в начале месяца было болезненным, но не критичным событием, то переброска в Орел «Юнкерсов» Ju88 из III группы 1-й бомбардировочной эскадры (III/KG1), одной из трех бомбардировочных групп, действовавших под Ленинградом, было для предстоящей операции серьёзной потерей. В результате основной ударной силой 1-го воздушного флота стали 90 Не111 из штаба, I и III/KG53 «Легион Кондор», базировавшиеся на аэроузле Псков. 8 мая им на усиление прибыла II/KG101, вооруженная смесью Не111, Ju88 и даже Do217. Но группа только формировалась из личного состава летных школ, причем 6-я эскадрилья было сформирована уже непосредственно в Пскове, и не могла заменить имевшую огромный боевой опыт III/KG1.

Читать на сайте >>>