Изображение монстров на иконах может вызывать недоумение или смущение. Это нарушение канонов? Почему вместе с Христом и святыми изображали чудовищ? Иконы обычно представляются нам строгими, аскетичными. Они приносят покой, умиротворение, помогают даже тем, кто не ходит на церковное богослужение. Так что же? Во время молитвы человек поклоняется и чудовищам? Или иконы нас пугают? Или в этом заключается какой-то тайный смысл?
Мифологические чудовища присутствуют не только в языческих верованиях, но и в Библии. В Священном Писании упоминаются морское чудовище Левиафан и Раав. Эти существа имеют символическое значение, представляют собой армию зла и хаоса, противостоящие добру.
История "православных" чудовищ связана с восточной мифологией. В древнем средиземноморье и Египте вода играла важное значение, поэтому чудовища часто ассоциировались с водным миром, буйством стихии, битвой с хищниками. Коренные жители рассказывали сказки, предания, истории о монстрах, которые затем находили свое отражение в искусстве. Например, изображение Левиафана, важного морского чудовища в древней восточной мифологии, было представлено рыбьим рылом с клыками.
Появление христианства привело к тому, что множество чудищ начали ассоциироваться с сатаной и адом. Однако, стоит отметить, что сатана и бесы не чудовища. А вот их слуги или сопровождающие могут ими быть. Например, ад представляет собой одного из таких верных слуг. В Евангелии Никодима Христос разговаривает с адом, который приказывает бесам закрыть медные врата, запереть их железными засовами. Христос говорит: “Поднимите Врата”. Его слова разрушают их, железные засовы падают, мертвые узники освобождаются. Христос связывает сатану, отправляет его в ад до второго пришествия. Этот эпизод из Евангелии показывает, что даже самые страшные, могущественные силы зла не могут противостоять Божьей власти.
Византийские каноны столкнулись с языческим мышлением и привели к появлению новой иконографии, которая более подробно изображает сцены мытарств. Нужно помнить, что иконография не ограничена временем и пространством, действия на иконе происходят одновременно.
Иконография Урала имеет свои особенности, отличается от других регионов. Уральские иконописцы часто использовали в сюжетах фантастические элементы, обилие различных существ, отражая свое представление о мире и зле.
Уральская икона конца 19 века, которая изображает морду Левиафана как ад, была создана в городе Невьянске. Глаза Левиафана изображаются без век, похожие на глаза рептилий, с огромными клыками. Представление Левиафана морским чудовищем, которое держит путь из Средиземного моря на уральские горы, вызывает удивление. Это необычное сочетание символизирует победу Божьей силы над злом, подчеркивает мощь и величие Бога. Такие элементы иконографии вызывают интерес, помогают передать сакральный смысл рассказа о Божьей власти над злом.
Ярославская икона конца 16 века демонстрирует ад в виде существа, похожего на человека. Чудище носит бороду, его тело покрыто глазами. Это напоминает обереги малых коренных народов. Такой сюжет указывает на сходство в символике и представлениях о зле и монстрах в разных культурах.
На иконах, где показано адское подземелье также есть еще странные существа. Они помогают бесам и сражаются с ангелами. Это обычные подземные слуги дьявола, созданные для внушения ужаса, животного страха. Хотя эти существа редко имеют самостоятельное значение, они всегда устрашающе выглядят, демонстрируют враждебность человеку. Некоторые из этих чудовищ имеют длинные языки, которые вылезают изо рта. Такой образ добавляет им еще больше ужаса, вызывает ощущение демонической силы.
На иконе 16 века "Страшный суд", написанной в Ярославле, можно увидеть вырывающихся из адского огня тварей. Одни из них имеют человеческий облик, другие - звериный с несколькими головами, а некоторые существа не имеют аналогов в земном мире. Внизу иконы находятся грешники, которые подвергаются различным мукам за свои личные грехи. Задачей иконописца было вызвать ужас, показать муки, которые ждут грешника, а также помочь принять верное решение: согрешить или нет. Такая тематика была распространена в старообрядческих иконописных школах.
В иконописи адского подземелья часто изображаются различные типы дьявольских существ, такие как демоны, инфернальные жители, другие подземные создания.
Некоторые из них имеют уникальные формы и атрибуты. Например, у них могут быть огненные шкуры, рога, крылья или копыта, символизирующие их дьявольскую природу.
Образы подземных слуг дьявола на иконах часто включают элементы человеческого тела - головы, руки и ноги, что создает еще больший ужасающий эффект.
В иконографии чудовища и монстры могут быть представлены не только как злые существа, но и как силы, которые могут быть побеждены благочестием и верой. Это сюжеты, где чудища представлены как поверженные, что символизирует их поражение и бессилие перед Богом. Например, на иконах изображается святой Георгий, убивающий дракона, что символизирует торжество добра над злом.
Сюжеты с адским подземельем имеют важное религиозное значение, так как напоминают о силе зла и необходимости веры в Бога для преодоления испытаний и соблазнов.
Многие чудовища в иконописи имитируют морских обитателей, однако, под влиянием Европы на иконе стали изображать льва. Изображение льва в иконописи имеет свои символические значения. Лев считается царем всех животных и символизирует мощь, силу, власть. Он также может быть атрибутом Божества, указывая на его могущество и защиту. Икона "Единородный Сыне" представляют одну из центральных тем в христианской иконографии - изображение Троицы. Эта тема особенно распространена в православной традиции. Композиция "Единородный Сыне" соединяет мотивы ада, смерти, хищных животных и сатаны. Эти элементы помогают передать идею о последствиях греха, важности праведного образа жизни.
Еще одна уральская икона "Единородный сыне" отражает различные представления автора о смертных муках. На ней можно увидеть изображение ада, смерти верхом на льве, а также медведей, собак. Все эти чудовища служат сатане и находятся слева от главной композиции, изображающей крест.
Иконография в данном произведении определяется моделью Троицы: Бог представлен в трех своих обличиях: Отец, Сын и Святой Дух. Икона привлекает разнообразной цветовой палитрой, тонкой работой по золоту. Это почерк лучших мастеров-иконописцев уральской школы. Замечательно также многообразие животных и чудищ, которые соревнуются друг с другом в своих злодеяниях.
Большое значение в иконописи имеет также использование зверей для символизации различных библейских явлений. На иконе "Четыре погибельных царства" из книги пророка Даниила изображены четыре зверя: медведь (Вавилон), грифон (Македония), лев (Рим) и лютый зверь, который ассоциируется с царством антихриста. Попробуйте разгадать, какое животное соответствует каждому из этих царств.
Русские иконописцы создавали довольно страшные изображения чудовищ на своих иконах. Их сюжеты соединяли жесткие божественные нормы, суеверия и русский менталитет. Чудища и монстры на иконах имеют не только символическое значение, но также помогают верующим воспринять религиозные учения о победе веры и благочестия. Это добавляет интерес к пониманию духовных истин, передаваемых через иконографию.