В мире науки и исследований часто возникают разнообразные когнитивные искажения, которые могут влиять на анализ данных и формирование выводов. Одной из таких систематических ошибок является ошибка согласованности, которая заключается в тенденции проверять гипотезы только через прямое тестирование, пренебрегая косвенными или альтернативными проверками.
Представим себе, что вам задают следующую задачу: "У вас есть последовательность чисел: 2, 4, 6. Я загадаю правило, которому подчиняются последовательности трех чисел, эта последовательность следует правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы отгадать правило.
Вы можете написать свою последовательность трех чисел, а я в зависимости от соответствия этой последовательности правилу, напишу на листе ответ "да" или "нет". Задачу можно было повторять до тех пор, пока вы не будете уверены, что угадали правило."
Давайте рассмотрим предположения одного из читателей:
- 4, 6, 2 - нет,
- 4, 6, 8 - да,
- 10, 12, 14 - да.
После этого читатель записал свою версию правила. Как вы думаете, что он написал? Давайте задумаемся об этом и попробуем разгадать эту задачу.
Эксперимент Питера Уэйсона
Описанное упражнение основано на классическом эксперименте Питера Уэйсона, известной как задача "2-4-6". В ходе этого эксперимента испытуемые выражали большую уверенность в своих предположениях, однако всего 21% из них успешно угадывали задуманное правило, и все повторные опыты показывали тот же уровень успехов в районе 20%.
Проблема с систематической ошибкой согласованности
Такая задача обнаруживает проблему с систематической ошибкой согласованности. Испытуемые склонны формировать гипотезы исходя из положительных примеров, а не обращать внимание на негативные. Они применяют гипотетическое правило для создания триплета чисел и затем проверяют, подходит ли он под правило, на которое они надеются. Если гипотеза подтверждается, они уверенно объявляют свою версию правила.
Правильный ответ и его открытие
В каждом из предложенных примеров настоящее правило одно и то же: три числа в порядке возрастания. Но чтобы додуматься до этого, необходимо придумывать триплеты, которые не подходят под правило, и проверять, будут ли они отмечены как "нет". Люди обычно не склонны делать это в данном эксперименте. Иногда испытуемые придумывают, "тестируют" и объявляют правила гораздо более сложными, чем настоящий ответ.
Выводы
Задача "2-4-6" показывает, что даже когда у нас есть информация о правильном ответе, мы можем быть уверены в своей гипотезе, не проверяя её полностью. Это связано с тенденцией человека искать подтверждение своим предположениям, игнорируя возможные альтернативы.
Для более точного понимания и достижения правильных выводов, важно использовать разнообразные методы проверки гипотез и учитывать все возможные варианты. Систематическая ошибка согласованности может повлиять на наши решения и выводы, поэтому стоит быть более критичными и аналитичными в своем мышлении, чтобы избежать искажений и принимать обоснованные решения.