Найти в Дзене
MARAPROD. ПРО КИНО

"ЗОЛОТАЯ ПЕРЧАТКА" ФАТИХА АКИНА. БУДНИ ГЛАЗАМИ ГАМБУРГСКОГО УБИЙЦЫ.

На картину "Золотая перчатка" я наткнулась совершенно случайно - даже не помню, при каких обстоятельствах я набрела на этот фильм. До этого я не была знакома с творчеством Фатиха Акина, поэтому решила посмотреть фильм, тем более меня всегда интересовали картины про маньяков, особенно если они были основаны на реальных событиях.

Сюжет:

Конец семидесятых годов, Гамбург. Фриц Хонка (Йонас Дасслер) - замкнутый тихий мужчина средних лет, который обладает весьма отталкивающей внешностью и уныло влачит свое существование, подрабатывая то тут, то там. Свое свободное время Фриц коротает в кабаке "Золотая перчатка" с подобными ему маргинальными личностями, напивается и водит к себе домой женщин с низкой социальной ответственностью - алкоголичек и проституток. Те охотно соглашаются провести с ним ночь за бутылку шнапса, даже не подозревая, что их ждет за закрытыми дверями квартиры этого скромного на вид человека.

Я видела довольно много подобных фильмов, поэтому могу сказать, что в случае съемки картины про серийных убийц золотая середина крайне тонкая: создатели могут перегнуть с эмоциональностью персонажа - тогда кино получится неестественно живым и не таким жутким или же, наоборот, могут слишком много внимания уделить самому процессу совершения преступлений, а про персонажа забыть - и кино превратится в трэш, где жестокости больше, чем сюжета - а это тоже неправильно. По сути перед режиссерами, снимающими такого рода картины, стоит задача прочувствовать и найти то призрачное ощущение мерзости, которое тихо существует до поры до времени, а потом неожиданно выстреливает, проникая в мозг, в душу и в сознание зрителя, оставляя за собой шлейф неприятного послевкусия. Сейчас я представляю, как бы я снимала подобный фильм, и понимаю, что это довольно сложно - балансировать между двумя крайностями, не забывая о сюжете, операторской работе и прочих необходимых составляющих успешного кинофильма.


Кадр из к/ф "Золотая перчатка", 2019 г.
Реж.: Фатих Акин
Кадр из к/ф "Золотая перчатка", 2019 г. Реж.: Фатих Акин

Начну, пожалуй, с общего впечатления, которое произвел на меня фильм. Сюжет в фильме присутствует, однако его нельзя назвать динамичным. Этот фильм отнюдь не детективный, и, если вы хотите увидеть серию неожиданных поворотов и внезапных открытий, то лучше посмотреть что-то другое. Если пересказывать сюжет фильма совсем обобщенно, то на протяжении всей картины мы наблюдаем серию жестоких убийств маргинальных женщин таким же маргиналом. Однако нам...интересно! Фатих Акин сумел завоевать наше внимание к жизни самого низшего, самого отвратительного существа - маньяка. Чем же он привлек зрителя? Я долго пыталась это понять, ведь я сама не могла оторваться от экрана на протяжении всей картины: режиссер заставил нас посмотреть со стороны на жизнь таких, как Фриц Хонка, дав ему не только образ, но и характер. Мы видим маньяка не только во время преступлений. Мы видим его с братом, мы видим его в баре, где он со всеми знаком, мы видим его желания и мысли, отчего ситуация даже приобретает слегка комичный оттенок, несмотря на ужас происходящего. Мы видим его попытки как-то слиться с обществом и жить такой же спокойной жизнью. После просмотра я подумала, что этот фильм похож на программу "В мире животных". Мы относимся к главному герою не как к человеку, а как к животному, инородному существу, затворки жизни которого нам неведомы. А Фатих Акин просто приоткрыл перед нами эту завесу, чем и заслужил положительные отзывы.

Еще один немаловажный момент, который, несомненно, прибавил фильму часть той самой отвратительной жути - это грим. До просмотра "Золотой перчатки" я не была знакома с творчеством актера Йонаса Дасслера, поэтому не имела понятия, как он выглядит. А при взгляде на экранного Хонку у меня сложилось полное впечатление, что внешность Дасслера именно такая. Однако, когда я увидела реальные фото актера, исполнявшего главную роль, я была поражена разительными отличиями во внешности экранного персонажа и актера, при этом грим на лице Дасслера в фильме выглядел настолько естественно, что я даже подумать не могла, что под ним скрывается весьма симпатичный мужчина.


Йонас Дасслер в роли Фрица Хонки в к/ф "Золотая перчатка", 2019 г.
Реж.: Фатих Акин
Йонас Дасслер в роли Фрица Хонки в к/ф "Золотая перчатка", 2019 г. Реж.: Фатих Акин

Однако одного грима недостаточно для грамотного исполнения роли. В начале своей рецензии я говорила, что для успешного создания подобной картины необходимо соблюсти тонкую грань, при которой у зрителя от просмотра возникнет то самое чувство мерзости, ужаса и неприятного послевкусия. Йонас Дасслер показал нам именно такого персонажа: страшного, уродливого не только внешне, но и в душе. Когда Фатих Акин увидел Дасслера впервые на церемонии Bavarian Film Awards, то понял, что актера можно сделать лет на десять старше с помощью грима - и получится образ знаменитого маньяка. К слову - на момент съемок Дасслеру было всего лишь 22 года. Для преображения потребовалось много пластического грима и линзы, имитирующие косоглазие, которые покрывали всю оболочку глаза актера, лишая возможности полноценно видеть, однако оно того стоило.


Йонас Дасслер, 2019 год.
Йонас Дасслер, 2019 год.

Довольно интересный факт: при съемках фильма Фатих Акин приглашал на площадку психолога, который должен был помогать актерам справиться с участием в особо жутких сценах убийств, но в основном его использовали только для того, чтобы проконсультироваться для лучшего понимания своих персонажей.

Фильм получился нереально атмосферным, жутким, отвратительным, с кровавым привкусом тихой мерзости - именно таким, каким должен быть успешный фильм про убийцу, и каждый раз, когда у меня просят посоветовать хороший фильм про маньяков, "Золотая перчатка" сама приходит ко мне в голову. Разумеется, картина изобилует весьма откровенными эротическими сценами и сценами насилия, поэтому впечатлительным смотреть ее явно не стоит, а вот для остальных зрителей, охочих до леденящих душу ощущений, он с радостью откроет двери, вовлекая в мир Фрица Хонки с насилием, убийствами, отбросами и прочими ужасами улиц Гамбурга семидесятых.