Лопастепёрые (Кистепёрые - устаревшее название) или Мясистолопастные - класс рыб, включающих ныне два вида в составе отряда (подкласса) Целакантообразных и шесть видов в составе отряда (подкласса) Двоякодышащих (Рогозубообразных). Самое интересное, что с точки зрения кладистики, все ныне существующие четвероногие тетраподы (от лягушек до человека) тоже являются Лопастепёрыми рыбами. И африканский рогозуб, и дальневосточный тигр относятся к кладе Рипидистий (в которую, к слову, современные латимерии не входят).
Но если не обращать внимания на такие выверты систематики, то ныне этот класс можно считать практически вымирающим. Надорвались Лопастепёрые, дав в девоне взлёт всем современным сухопутным и вторичноводным позвоночным. А ранее класс был обширен и успешен.
Лопастепёрые зародились в седой древности силурийского периода ближе к его окончанию. Являются они сестринской группой рыбам Хрящевым. Мясистые плавники - общая черта двух классов. Правда, "мясистость" у Хрящевых наблюдается только у грудных плавников, а у Лопастепёрых ещё и брюшных. Они же (Лопастепёрые) являются сестринской группой и Лучепёрым рыбам. Эти два класса объединяет костный скелет и строение черепа.
Имелись у Лопастепёрых черты, объединяющие их с Акантодами (два спинных плавника, к примеру) и даже с архаичными Плакодермами (следы "забронированности" головы и передней части туловища у силурийских и раннедевонских видов. В то же время Лопастепёрые обладали рядом уникальных черт, которые позволили им стать если и не королями, то принцами девонских и карбоновых морей.
Во-первых, они первыми из позвоночных занялись "прокачиванием" конечностей. Именно сформированный в них (конечностях) скелет и правильно расположенные мышечные пучки и позволили их потомкам выйти на сушу.
Во-вторых, до появления в мезозое "настоящих" Костистых рыб, Лопастепёрые были главными "пловцами" палеозойского моря. Скоростными, энергичными и очень опасными. Гораздо скоростней и опасней палеозойских предков современных акул.
В-третьих, Лопастепёрые проявили весьма большие способности к адаптации к изменениям окружающей среды. Они первыми среди позвоночных начали осваивать пресные водоёмы. Сначала речные эстуарии, а затем и реки с озёрами.
В-четвёртых, часть представителей класса начала дублировать системы дыхания, уже к началу девонского периода "создав" примитивные лёгкие. В принципе, девонская разработка неплохо действует и сейчас у современных нам земноводных. А ещё к жабрам и лёгким эта часть Лопастепёрых добавила ещё и кожное дыхание. В итоге, последние адаптации и подхлестнули их в выходу на сушу, так как закисленные и почти лишённые кислорода пресные воды девона давали мало шансов для нормальной жизни.
Оставшиеся в морях Лопастепёрые тоже не бедствовали, успешно конкурируя за добычу (подавляющее большинство видов были хищниками) с Хрящевыми рыбами, первыми Лучепёрыми (пока ещё не Костистыми) и последними крупными головоногими моллюсками и крупными членистоногими. Уже в силуре время господства последних заканчивалось, а в девоне сошло практически на нет.
Подкосило класс Великое пермско-триасовое вымирание. В морях остались считанные единицы видов (сейчас - только два). Пресноводные двоякодышащие виды и так с трудом выживали (уж слишком много было конкурентов что в палеозое, что в мезозое), а с потерей множества экологических ниш им стало и вовсе кисло. Ныне осталось всего шесть видов (1 - в Австралии, 1 - в Южной Америке и 4 - в Африке).