«На войне важно не то, кто кого перебьёт, а кто кого передумает!»
Именно этим лозунгом руководствовались партийные работники, в 1942 году организовывавшие партизанский отряд из… учёных и инженеров. В 1942 году немцы, захватив Ростов, подошли к Кубани и предгорьям Кавказа. Захват Краснодара и Кубани был неминуем, поэтому партийные органы загодя стали готовить диверсионно-партизанские отряды, которым предстояла действовать на оккупированной территории. Самым необычным отрядом была группа учёных-химиков и инженеров местного маслобойного завода и технологического института. Изначально группу должен был возглавить Евгений Игнатов. И он воспринял эту идею с энтузиазмом – привлёк друзей и коллег. И хотя все они проходили в своё время службу в армии, опыта партизанских действий у них не было.
Но такой опыт был у его отца - Петра Карповича Игнатова, который наводил шороху среди немцев ещё в Гражданскую войну. Тогда партийные работники быстро переориентировались и назначили Петра Карповича командиром отряда, а его сына – командиром минёров и разведчиков.
Состав потенциального отряда увеличился, в ряды бойцов вступали женщины: дочери, сёстры, жёны и матери бойцов. Группа увеличилась до почти шести десятков человек. Вот что писал Пётр Карпович (позывной «Батя») о своём отряде:
«Мой отряд почти целиком состоял из представителей кубанской казачьей городской интеллигенции. В него входили директора высших учебных заведений и крупных промышленных предприятий Краснодара, научные работники, инженеры, экономисты, высококвалифицированные рабочие. Многие среди них были почетные кубанские казаки, черноморцы — потомки славных запорожцев-сечевиков. Отряд имел резко выраженный «производственный» профиль — мы были минерами-диверсантами. Взрывали мосты, электростанции, склады, пускали под откос немецкие поезда, жгли колонны грузовых машин вместе с охранявшими их броневиками и танками. Вот «текущий счет» отряда. Взорвано и разрушено: пятнадцать паровозов с поездами, триста девяносто два вагона с войсками и грузами, сорок один танк, сто тринадцать автомашин, свыше ста мотоциклов с прицепами, тридцать четыре моста и уничтожено свыше восьми тысяч оккупантов.»
Учёные-партизаны были учёными во всём. Часто применялось комплексное минирование. То есть, не ограничивались одной мощной миной для взрыва основного эшелона или колонны техники, а, зная, что к месту крушения тут же прибудут два вспомогательных отряда с двух сторон, закладывали дополнительно еще две вспомогательные мины чуть поодаль по разным сторонам от первого запланированного места взрыва. Также, зная, что к месту произошедшей диверсии из ближайших занятых немцами населённых пунктов на подмогу немедленно выедут грузовики с гитлеровцами, на всех прилегающих к точке диверсии дорогах устанавливали взрывные фугасы. Дополнительно минировали не только трассы, но и обходные пути, в том числе и для живой силы противника. В итоге, при таком комплексном минировании в течение часа после первого взрыва срабатывали и все остальные заряды, и нанесенный противнику урон возрастал во много раз.
Или, к примеру, уничтожение солдат в дзотах. Сам дзот уничтожить без артиллерии невозможно, поэтому снайперы терпеливо выжидают, пока не появятся офицеры. Выстрел – и к раненому или убитому бросаются солдаты, которых ликвидирует снайпер с другой позиции. Когда становится ясно, что действует группа партизан, из окрестных частей прибывает артиллерия. Но место будущего расположения стволов просчитано и там уже заложены мины.
Взрывчатку делали сами, из животного жира и кислот. При чём делали они мины не только для себя, но и для других отрядов. В тылу у немцев, в горной глуши, они открыли «минно-диверсионный университет», где проходили практику минно-диверсионной работы лучшие и храбрейшие партизаны соседних отрядов.
При всей результативности этого малого отряда они потеряли за всю войну всего пять человек: один погиб в бою, двое (старшие братья Игнатовы) пожертвовали собой, двоих нашли и убили полицаи.
Боевой путь отряда и самого Петра Игнатова изложен им самим в целой серии книг, им же написанных:
«Братья-герои» (1944),
«Записки партизана» 1944,
«Жизнь простого человека»,
«Подполье Краснодара»,
«Наши сыновья» и других